Как обеспечить себе психологический комфорт в коллективе. Семинар-практикум «Создание психологического комфорта в группах детского сада

Почему так происходит: одни люди легко уживаются с коллегами по работе, а другие, как магнитом, притягивают к себе неприятности и становятся объектом постоянных придирок и претензий. В чем причина подобного невезения в отношения?

К сожалению, манипулирование и самореализация за счет других - это тип поведения, часто встречающийся в современном обществе.

Вы можете стать объектом пренебрежения или унижения за то, что пришли на службу без галстука, нечаянно задели чьи-то бумаги на столе, сделали ошибку, не сразу поняли задание, которое вам дали и т. д. Вы можете стать объектом насмешек и пренебрежения за то, что принадлежите к группе людей, которые традиционно отличаются от большинства или считаются неприятными. Например, «этническое меньшинство», с «особенностями развития», полные, левши, имеющие осужденных родственников и т. п.

Различают три вида унижающего поведения: агрессивное, оскорбительное и самоуничижительное.

Агрессивное - включает в себя грубое прямое высказывание или действие.

Оскорбительное - это завуалированная форма унижения через игнорирование, нарочитое создание трудностей, вызывающих высказываний или жестов.

Самоуничижительное - свойственно людям, неуверенным в себе, которые «излучают сигналы потенциальной жертвы».

Душевные переживания, связанные с взаимоотношениями с коллегами, выматывают больше, чем любая работа. Как же сделать, чтобы работа была в радость, а не в тягость? Легко сказать: относитесь к людям так, как вам хотелось бы, чтобы относились к вам. Но на практике бывает трудно справиться с чувствами и эмоциями. В такие моменты особенно остро чувствуешь, как необходимо владеть приемами психологической защиты. Поэтому психологи разработали пять правил, позволяющих в некоторых случаях достаточно эффективно обеспечить себе психологический комфорт.

Правило 1. Потенциальные агрессоры прежде всего обращают внимание на поведение людей. Если у вас слегка опущенные плечи, поверхностное дыхание, суетливая походка - все это свидетельствует о внутренней неуверенности. Любому сразу понятно, что с человеком, который в себе не уверен, справиться легче. Почему бы не реализоваться за его счет? Напротив, прямые расправленные плечи, решительная походка, спокойные движения показывают, что человек способен быстро сориентироваться и дать решительный отпор. Возможно, с таким лучше и не связываться. Следите за своей осанкой, если у вас привычная сутулость, избавьтесь от нее при помощи физических упражнений. Заодно и здоровье укрепите.

Правило 2. Рассеянный взгляд человека, избегающего смотреть другим прямо в глаза, выискивающего что-то у себя под ногами, - свидетельство несобранности, рассредоточенности. Это показывает, что человек не улавливает всей информации из внешнего мира. Такому легко стать жертвой не только коллег-грубиянов, но и преступников. Прямой, невозмутимый взгляд обычно является залогом безопасности, как психологической, так и криминальной. Хотя, если вы проходите мимо агрессивно настроенных сотрудников, лучше не смотреть в их сторону. Дайте им время остыть.

Правило 3. Эмоционально неустойчивый, импульсивный, обидчивый человек - всегда хорошая приманка для агрессора. Повышенная эмоциональность «сужает» внимание и восприятие времени: человек «живет здесь и теперь», зацикливается на ситуации, не в состоянии взглянуть на все «со стороны». Он мобилизует свои внутренние резервы на эмоции и не в состоянии оказать эффективного сопротивления, потому что либо оправдывается, либо кричит, либо плачет. Чрезвычайно важно всегда сохранять спокойствие, не вовлекаться в склоки и скандалы. Сдержал первую реакцию - сделал первый шаг на пути к победе!

Правило 4. Улыбающийся человек выглядит более уверенным в глазах окружающих. Улыбка - свидетельство внутреннего хладнокровия и спокойствия! Приветливость и положительные эмоции способствуют эффективному общению. В этом поможет следующий ход мыслей, который полезно повторять перед рабочим днем: «Я ежедневно встречаюсь с тружениками, а не бездельниками. Эти люди работают со мной в одной организации; так же, как я, каждый день идут на работу. Они, как и я, любят своих родных, детей, свой дом. Они такие, какими я хочу их видеть: не лучше и не хуже. Если я радуюсь встрече с ними, значит, радуются мне и они. Я буду так думать и доброжелательно вести себя до тех пор, пока кто-нибудь не докажет мне, что я ошибаюсь. Но и в этом случае я буду поддерживать теплые отношения со всеми. Вежливость и корректность - мои друзья навсегда!»

Правило 5. В Библии сказано: «… что мыслит человек в своем сердце, тем он и является в действительности». Если человек внутренне уверен в себе, своих силах, то он никогда не станет потенциальной жертвой. Практические психологи убежденно доказали, что мнительные люди сами притягивают к себе неприятности. «Сходное притягивает сходное». Дурные мысли притягивают плохие поступки. Возможно, в этом есть доля мистицизма, но определенно можно сказать, что наши мысли программируют наше поведение. А значит, даже в мыслях необходимо проявлять уверенность.

Выделяют так же ошибочные реакции человека на провоцирующее поведение других, это:

Оправдание, или тактика убегания: «Не бейте меня - я хороший!», встречается в 60% случаев. Данная тактика не даст возможности занять достойное место в коллективе, так как похожа на детскую и показывает униженную позицию человека. Оправдания никому не нужны, их и не ждут, да и не хотят слушать.

Контратака, или тактика отражения, напоминающая поговорку: «Лучшая защита - нападение!». Так реагируют в 20% случаев. Такое поведение провоцирует конфликт, который редко приносит что-либо созидательное, а чаще - истраченные нервы и испорченные взаимоотношения. Вспышка гнева дает кратковременное успокоение, но всегда сжигает мосты к решению проблемы и в дальнейшем вызывает депрессию.

Молчание, или тактика замирания, похожа на народную мудрость: «Слово - серебро, молчание - золото!» Так реагируют примерно в 10% случаев. Многие воспринимают молчание либо как знак согласия, либо как молчание назло. Разве такого отношения добиваются молчанием? К тому же врачи и психологи знают, что молчать и «проглатывать» обиду чрезвычайно вредно. Неотреагированные эмоции порождают комплексы неполноценности.

Внимание! Полезно давать выход эмоциям, но не стоит срывать злобу на коллегах. Есть только один способ достойного поведения - уверенное. Стратегия заключается в том, чтобы выходить из любых ситуаций бесконфликтно с сохранением чувства собственного достоинства.

Для этого необходимо использовать четыре важных элемента:

Не спешить с ответом: дать возможность открыто выразить свои чувства другому, если ему это необходимо, (т. е. «выпустить пар»);

Спокойно показать, что вы понимаете чувства и мотивы поведения другого, можно извиниться даже в том случае, если вы чувствуете себя униженным;

Открыто высказаться по поводу своих чувств в связи с недостойным поведением в свой адрес;

Предложить решение, которое поможет закончить неприятную ситуацию и предотвратит их в будущем.

Предлагаемая методика называется «Метод торта». Как поступить, если вам в лицо бросили сладкий торт?

1. Увернуться (браво, если получится!).

2. Поймать весь торт ртом (покажите такой рот!).

3. Бросить его обратно (или тот маленький кусочек, который от него останется...).

А не лучше ли откусить кусочек, а остальное - пусть летит дальше. Признайте только часть высказываний или действий в свой адрес справедливыми, скажите об этом, не забыв про волшебное слово, чтобы успокоить бдительность собеседника и продемонстрировать свою готовность к взаимопониманию. Искренне уважайте право других не любить вас. Говорите не более двух предложений в ответ.

В ситуации открытой агрессии:

Сколько раз вам можно повторять, вы что - с Луны свалились?!

Да, задание с первого раза мне непонятно, хотя я землянин.

В ситуации оскорбительных намеков:

У некоторых такие манеры, что невольно думаешь, что они воспитывались папой Карлой или на помойке...

Да, при общении с некоторыми людьми так может показаться. Не всем нравятся манеры друг друга и не всем хватает терпимости.

Понятно, что указанные правила и приемы будут мало эффективны в ситуации организованного психологического давления, но они помогут достойно пережить или несколько смягчить неприятные ситуации.

Разделы: Школьная психологическая служба

“Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”. Эту притчу я взяла не случайно. В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя “как дома”.

Отличительной особенностью педагогических подходов последних лет становится направленность на конкретного ребенка, на создание необходимых условий для активной творческой самореализации каждого ребенка. Творцом, так же как интеллектуалом не рождаются, все зависит от того, какие возможности предоставит окружение для реализации того потенциала, который в различной степени в той или иной форме присущ каждому из нас.

О гуманизации образования, об индивидуальном подходе к ученику в процессе обучения и воспитания, о внимании к каждому ребенку, о создании в школе атмосферы психологического комфорта в настоящее время говорят и пишут ученые в области педагогики и психологии, учителя-практики. Это декларируется в законе “Об образовании”. В Конвенции ООН о правах ребенка статья 28 гласит: “Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка и в соответствии с настоящей Конвенцией”. В Концепции общего среднего образования, других документах Министерства образования РФ фиксируются соответствующие цитаты о формировании личности ребенка в новой парадигме образования. Именно в условиях такого психологического пространства может сформироваться личность, которая легко социализируется в новых условиях.

Главным критерием такого психологического пространства является безопасная среда, атмосфера психологического комфорта, которая является одновременно и развивающей, и психотерапевтической, и психокоррекционной, ибо в этой атмосфере исчезают барьеры, снимаются психологические защиты, и энергия расходуется не на тревогу или борьбу, а на учебную деятельность, на продуцирование идей, на творчество.

Как отметил Фергюсон, “творческие способности не создаются, а высвобождаются”. Но прежде, чем начать их высвобождать, необходимо вовлечь ребенка в творческий процесс. Самая первая и очень важная стадия вовлечения ребенка в творческий процесс – это и есть создание в школе атмосферы психологического комфорта.

Что такое комфорт?

Комфорт – заимствовано из английского языка, где comfort “поддержка, укрепление” (“Этимологический словарь”, Н. М. Шанский).
Комфорт – условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют. (“Толковый словарь русского языка”, С. И. Ожегов).
Психологический комфорт – условия жизни, при которых человек чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.

Во многих инновационных образовательных системах принцип психологической комфортности является ведущим. Он предполагает снятие (по возможности) всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает детей и в которой они чувствуют себя “как дома”.

Никакие успехи в учебе не принесут пользы, если они “замешаны” на страхе перед взрослыми, подавлении личности ребенка. Как писал поэт Борис Слуцкий:

Ничему меня не научит
То, что тычет, талдычит, жучит…

Однако психологическая комфортность необходима не только для развития ребенка и усвоения им знаний. От этого зависит физическое состояние детей. Адаптация к конкретным условиям, к конкретной образовательной и социальной среде, создание атмосферы доброжелательности позволяют снять напряженность и неврозы, разрушающие здоровье детей.

Таким образом, цель деятельности психологической службы школы мы определили как “создание психолого-педагогического пространства” , которое решает следующие задачи:

Организация психолого-педагогического сопровождения инновационных процессов;
- создание здорового психологического климата;
- сохранение здоровья всех субъектов образования;
- повышение профессиональной компетентности педагогов.

Свое видение организации образовательного процесса в школе мы отразили в следующей схеме.

Схема 1. Организация образовательного процесса.

Пространство

В школе главной фигурой был и остается учитель. Поэтому работу по созданию атмосферы психологического комфорта нужно было начинать с педагогического коллектива.

Изучение педагогического коллектива школы включало в себя следующие методики:

Анкета “Степень удовлетворенности работой”;
- анкета “Мотивы трудового поведения”;
- методика “Оценка профессиональной направленности личности педагога”;
- мониторинг педагогической деятельности.

Вся работа с учителями имеет своей целью помочь им увидеть ученика как личность, обладающую своими неповторимыми особенностями, позволит им лучше реализовать возможности ребенка, строя обучение исходя из темпов его индивидуального развития. Ведь именно ребенок – как реальная целостность, единство и взаимообусловленность индивидного, субъективного и личностного является подлинной целью – ценностью образования, его содержанием и основным критерием.

Какие же результаты были достигнуты в результате работы проводимой с педагогическим коллективом.

  1. Если на этапе вхождения в эксперимент 53% педагогов занимались экспериментом, то сейчас весь коллектив находится в постоянной экспериментальной деятельности.
  2. Эти же результаты подтвердила диагностика “Эмоциональное отношение к инновациям”.
  3. Фактически отсутствуют конфликты с обучающимися.
  4. Изменился уровень качества взаимодействия педагога и ребенка, с авторитарной позиции до партнерства и лидерства.
  5. Идет совместное решение проблем.
  6. Рост профессиональной компетентности педагогов.

Рис 1 Отношение к инновациям

Рис.2 Качество взаимодействия педагогов и обучающихся

Следующим компонентом образовательного пространства, ради которого и работает любая школа являются обучающиеся. Основным критерием эффективности инновационной деятельности является успешность обучающихся.

Успешность учения предполагает наличие у учащихся таких умений, как:

Умение правильно ориентироваться;
- умение определять цель, планировать действия;
- умение действовать согласно плану.

Комплексный мониторинг развития учащихся включал в себя следующие психологические методики:

Опросник Леонгарда-Шмишека;
- адаптационные методики;
- анкета “Моя школа”;
- анкета “Учитель глазами ученика”;
- анкета “Мотивация учения”;
- ШТУР и другие методики.

Результаты анкетирования свидетельствуют о положительном отношении учащихся к педагогам в целом. Высокую оценку получили гностические способности учителя. Дети отмечают высокий профессионализм учителя, эрудицию. Достаточно высоко оцениваются способности к сопереживанию, сотрудничеству, т.е. эмпатические способности. Стиль общения учителя с учащимися – демократический. Учитель стремится строить свои отношения с учащимися на конструктивной основе, на уважении их личностных особенностей.

Рис 3. Оценка способностей педагогов

Создание благоприятного психологического климата, совместная деятельность с педагогами способствовали росту активности обучающихся.

Рис 4. Активность обучающихся при проведении КТД

Данная атмосфера не могла не отразиться на третьем компоненте образовательного пространства – родителях. Снизился процент обращений родителей с жалобами в УО, родителе активнее сотрудничают со школой.

Рис 5. Участие родителей в делах класса и школы

Психологический комфорт в педагогическом коллективе.

Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”.

В наших руках есть возможность создать в коллективе такую атмосферу, в которой все будут чувствовать себя «как дома», атмосферу психологического комфорта. Именно так и звучит тема педсовета .

Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «комфорт»?

Давайте вспомним, что такое комфорт – это условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют. («Толковый словарь русского языка», С. И. Ожегов). Психологический комфорт - условия жизни, при которых человек чувствует себя спокойно и не видит необходимости защищаться.

Мы часто говорим о психологическом комфорте в классе или в школе, но редко задумываемся над тем, комфортно ли нам - учителям в нашем коллективе? На основании анкетирования педагогов в нашей школе было отмечено, что комфортно себя чувствуют лишь 72 % преподавателей, 28 % - чувствуют себя недостаточно комфортно.

Чтобы создать комфортную атмосферу в педагогическом коллективе нужно работать над психологическим климатом. Возьмем в пример растения: в одном климате оно может расцвести, в другом - зачахнуть. То же самое можно сказать и о психологическом климате в коллективе: в одних условиях люди чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть коллектив, проводят в нем меньше времени, их личностный рост замедляется, в других - коллектив функционирует оптимально и его члены получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал .

Что же такое психологический климат? Какие его основные составляющие? Что нужно нам всем сделать, чтобы каждому из нас было комфортно на работе? Сегодня мы все вместе попробуем дать ответ на эти вопросы.

Психологический климат - это неофициальные отношения, которые складываются между работниками.

Важнейшие признаки благоприятного психологического климата:

    Доверие,

    Высокая требовательность членов группы друг к другу,

    Доброжелательная и деловая критика,

    Свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива,

    Отсутствие давления руководителей на подчиненных и признание за ними права принимать значимые для группы решения,

    Достаточная информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел при их выполнении,

    Удовлетворенность принадлежностью к коллективу,

    Высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях, вызывающих состояние фрустрации у кого-либо из членов коллектива,

    Принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из его членов.

Основные показатели психологического климата:

    Удовлетворенность работников организации характером и содержанием труда,

    Удовлетворенность взаимоотношениями с коллегами по работе и менеджерами,

    Удовлетворенность стилем руководства,

    Удовлетворенность уровнем конфликтности отношений,

    Удовлетворенность профессиональной подготовкой персонала.

Факторы, влияющие на психологический климат группы:

1. Стиль руководства

2. Особенности деятельности

3. Совместимость

Чтобы я сделала, что бы психологический климат в нашем коллективе стал наиболее комфортным для всех? Хочу вам предложить рекомендации, которые лежат у каждого из-вас на столе. Прочитайте их. При использовании приведенных социально-психологических методов уровень комфорта в коллективе должен подняться.

А зачем нам вообще нужен этот комфорт? Что в нем такого особенного?

Карл Маркс говорил: « Только в коллективе индивид получает средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков». На самом деле комфортный психологический климат в коллективе влияет не только на взаимоотношения между нами, но и влияет на каждого из нас по отдельности. У нас становится меньше причин раздражения, что непосредственно сказывается на качестве работы. А поскольку мы работаем с детьми младшего школьного возраста, нам необходимо приходит в класс в бодром расположении духа.

Предлагаю следующее решение педсовета: следуя рекомендациям наладить уровень комфорта в нашем коллективе и периодически его отслеживать.

Оксана Клюева
Создание психологического комфорта в Группах детского сада (семинар –практикум)

Задачи :

Познакомить воспитателей с составляющими психологического комфорта и эмоционального благополучия детей в группе .

Способствовать эффективному применению образовательных и воспитательных действий, направленных на личностно ориентированное взаимодействие с ребенком.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРА

Информационная часть.

Проблема психологического

психологического

Практическая часть .

И эмоционального благополучия ребенка.

Эмоциональное благополучие педагога как условие положительного эмоционального состояния детей. Приемы снятия эмоционального напряжения у педагогов.

Обсуждение, подведение итогов.

Информационная часть.

Проблема психологического здоровья на современном этапе.

В результате проведения опроса педагогов и родителей детских садов по поводу их понимания термина «здоровье» оказалось, что большинство респондентов объясняют данное понятие с точки зрения стабильного физического самочувствия. Но, по сути, здоровье – это совокупность нескольких составляющих.

Известный врач – психотерапевт Элизабет Кюблер-Росс выдвинула такую идею : здоровье человека можно представить в виде круга, состоящего из четырех квадрантов : физического, эмоционального, интеллектуального и духовного.

К сожалению, многие из нас достаточно поздно начинают понимать важность не только физического, но еще и эмоционального здоровья.

Ни для кого не секрет, что многие дети имеют невротические отклонения. Причин этому множество, и, думаю, перечислять их нет необходимости. Такие дети сложны и для родителей, и для педагогов, и для общества. С другой стороны, иногда вполне психологически здоровых детей родители и педагоги превращают в невротиков.

Почему столь важно сохранять психическое и психологическое здоровье детей ? Наверняка каждый из вас может ответить на этот вопрос, определив последствия психологического дискомфорта для ребенка :

Появление фобий, страхов, тревожности, повышенной агрессивности;

Переход психологических переживаний в соматические расстройства, когда ребенок, получивший психологическую травму , заболевает физически (некий инстинкт самосохранения организма) ;

Проявление психологических травм , полученных в детском возрасте , в более зрелом возрастном периоде в виде психологической защиты – позиция избегания (замкнутость, наркотики, суицидальные наклонности, проявления агрессивных поведенческих реакций (побеги из дома, вандализм и т. п.)

Вопросы о психологическом комфорте и психическом здоровье должны быть обращены, прежде всего, к педагогам, так как большую часть времени дети находятся в детском саду . Но многие могут возразить, что существуют объективные причины, по которым невозможно в полной мере создать психологический комфорт в группе детского сада :

Большая наполняемость групп ;

Один воспитатель в группе ;

Неблагоприятная семейная ситуация.

Да, действительность такова. Но кто поможет нам и нашим детям, если не мы сами? Дошкольное учреждение играет не последнюю роль, несмотря на все проблемы, диктуемые современным состоянием общества, вытекающие из его противоречий. А именно : насколько оно способно создавать ребенку общий положительный и устойчивый фон психологического состояния , обеспечивать развитие деятельностной и жизнерадостной личности, обладающей чувством собственного достоинства.

Создание психологического комфорта в детском саду для сохранения и укрепления психологического здоровья и развития личности ребенка.

Человек, компетентный в общении, прежде всего устанавливает определенную атмосферу общения, которая помогает его партнеру чувствовать себя свободно и комфортно . Выражение «У нас хороший контакт» означает «Мы понимаем друг друга, нам интересно друг с другом, мы доверяем друг другу».

Прочно установившийся между людьми контакт обеспечит в процессе общения атмосферу доверия и принятия, в которой можно обсуждать любые проблемы.

Определенная атмосфера не только присутствует в общении двух-трех человек, но характеризует общую обстановку в постоянной группе людей (рабочем коллективе, семье, школьном классе и т. п.) . группа детского сада не является исключением, и люди чувствительные могут сразу, лишь переступив порог, ощутить атмосферу раскованности или закрытости, спокойной сосредоточенности или тревожного напряжения, искреннего веселья или угрюмой настороженности, которая присутствует в группе . Атмосфера (или климат) в группе детского сада определяется :

Отношениями между воспитателем и детьми;

Отношениями между самими детьми.

Хороший климат в группе возникает тогда , когда все ее члены чувствуют себя свободно, остаются самими собой, но при этом уважают также и право другим быть самим собой.

Воспитатель оказывает весьма существенное влияние на качество группового климата . Фактически именно воспитатель (а не дети, как нам обычно кажется) создает определенный климат в группе .

Первый шаг, который должен сделать воспитатель, заинтересованный в создании благоприятной атмосферы в группе , заключается в том, чтобы создать и проанализировать групповую ситуацию . Учитывая направления гуманизации дошкольного образования, важнейшим в работе педагога является создание условий для развития личности ребенка, «включение» собственных механизмов саморазвития ребенка через организацию педагогом развивающей среды, личностно ориентированного общения с ребенком, предоставление ему свободы выбора деятельности, помощь в развитии его способностей, создание атмосферы психологической защищенности , эмоционального комфорта . Учитывая все это, педагогам в группах необходимо создавать условия для эмоционального благополучия каждого ребенка :

Предметно-развивающая среда,

Стиль общения воспитателя с ребенком,

Стиль общения воспитателей между собой и с помощником,

Стиль общения воспитателя с родителями,

Наблюдать, как общаются дети между собой.

Самочувствие ребенка в группе – это удовлетворенность существующими взаимоотношениями в группе , степень участия в совместной деятельности, защищенность, внутреннее спокойствие, переживание чувства «мы» . Все это можно определить как эмоциональное благополучие. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.

Влияние стилей педагогического общения на благоприятный психологический комфорт в группе .

Сейчас я бы хотела остановиться на стилях педагогического общения.

Авторитарный стиль – это директивное общение. Педагог выполняет руководящие, организаторские функции, а дети только исполнители. Они обязаны внимательно слушать, наблюдать, запоминать, выполнять, отвечать. Воспитатель не замечает, что несамостоятельность детей, безынициативность – следствие его авторитарных тенденций к гиперопеке.

Воспитателю - авторитару недостает уважения и доверия к личности растущего человека. Он живет по принципу «Доверяй, но проверяй» , ориентируется на доминирование, командование во всех ситуациях общения, ожидает беспрекословного послушания и повиновения. Желание детей для него мало что значит. Явно преобладает формальный подход к воспитанию. При организации работы в группе не учитывает отношений между детьми. Не любит и не умеет признавать свои ошибки. Услышать от авторитара «Извините, я был неправ» почти невозможно.

В любом случае он пытается замаскировать свои ошибки. В обращении к детям звучит частое : «Иванов, не крутись!» , «Иванов, сколько можно повторять?» и т. д. Воспитатель этого типа низко оценивает возможности и способности детей, и в его оценочных высказываниях преобладают замечания, порицания. Педагог – авторитар прямо и публично указывает ребенку на его ошибки, недостатки поведения. Для него характерны жесткие педагогические установки.

Либеральный (попустительский) стиль. Либерал-педагог уходит от прямого руководства детским коллективом , отсюда безынициативность, недостаточно развитая ответственность, пускание дел на самотек, такой воспитатель переоценивает возможность детей, выполнение своих требований не проверяет, находится полностью во власти желаний детей, в связи с этим часто ситуативен, непоследователен в принимаемых решениях и действиях. Недостаточно решителен в трудных ситуациях, учитывает взаимоотношения в группе . Не боится признавать свои ошибки, но допускает их очень часто. Количество воспитательных воздействий зависит от ситуации. Разнообразию значения не придает.

Воспитатель – либерал – человек настроения. Если он в хорошем настроении, у него преобладают положительные оценки, если в плохом – усиливаются негативные оценки. Не обращает внимания на необходимость косвенных замечаний и порицаний.

Демократический стиль. Воспитатель – демократ учитывает особенности возраста детей и оптимально делит функции между собой и детьми. Проявляет максимум требований к детям и максимум уважения к ним. Испытывает явную потребность в обратной связи от детей в том, как ими воспринимаются те или иные формы совместной деятельности. при организации работы воспитатель – демократ учитывает и изучает межличностные взаимоотношения. Использование знаний о симпатиях – антипатиях между детьми считает важным условием успешной работы. умеет признавать допущенные ошибки, несмотря на то что это трудно.

В оценке такого педагога больше положительных, нежели отрицательных реплик. Предпочитает более плодотворный разговор с ребенком наедине. Примером косвенного замечания могут быть замечания взглядом. Педагогические установки носят динамический характер, то есть меняются в зависимости от обстоятельств.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод : наиболее эффективным и оптимальным является демократический стиль общения, он наиболее благоприятен в воспитательном воздействии и в полной мере служит формированию у детей и окружающих людей сознательной дисциплины, творческого отношения к делу и формирования активной жизненной позиции.

Именно правильно выбранный стиль общения педагога с детьми поможет создать ребенку благоприятный психологический комфорт в группе .

Социально-психологическая культура воспитателя предполагает наличие у него определенных педагогических взглядов и убеждений, установки на эмоционально – положительное отношение к ребенку, независимо от его личностных качеств и целый комплекс коммуникативных навыков и умений, необходимых воспитателю для педагогического общения.

Это значит, что воспитатель должен иметь не только систему профессиональных знаний, но и знаний о закономерностях общения в педагогическом коллективе и в детской группе , в работе с родителями.

Под педагогическим общением мы понимаем систему взаимодействия педагога с воспитуемыми с целью познания их, оказания воспитательных воздействий, организации целесообразных взаимоотношений, формирование благоприятного для психического развития ребенка микроклимата в группе раннего и дошкольного возраста.

Именно от нас – педагогов – зависит во многом сохранение психологического здоровья детей , а для этого необходимо очень бережно относиться к своему собственному психологическому состоянию . Огромная роль при этом принадлежит личности педагога, его культурному уровню, интеллектуальному и личностному потенциалу.

Личность может воспитать только личность. Ибо воспитание – это организованная педагогом жизнь ребенка на уровне культуры, это совместное восхождение к истокам, традициям своего народа, где сам педагог воссоздает в каждый миг работы с детьми – как представитель общества, взрослого мира – культурный вариант взаимодействия с окружающими.

Итак, на первый план выдвигается личностно ориентированное взаимодействие с ребенком, демократический стиль общения с ним.

Мощный рывок практической психологии создал теоретическую базу для диагностической и коррекционной работы педагога, поскольку на плечи педагога ДОУ легла забота в психологическом благополучии будущего нации – наших детей. Каков же инструментарий в деятельности педагога?

Практическая часть .

Диагностический инструментарий для воспитателей по оценке психологического климата в группе детского сада и эмоциональное благополучие ребенка.

(Психолог знакомит педагогов с методиками по оценке психологического климата и эмоционального благополучия ребенка в группе детского сада . Данные методики лежат на столах для изучения педагогами).

Тест на проверку психологической комфортности пребывания детей в группе детского сада

Показ рисунков детей и интерпретация их содержания воспитателями. Психолог дополняет педагогов , помогает им сделать выводы)

Самый удобный вариант, чтобы понять, насколько комфортно чувствуют себя воспитанники в группе , -предложить детям выполнить рисунок на тему «Я в своей группе детского сада » . Это не отнимет у воспитателя много времени в течение рабочего дня, а поразмыслить над результатами можно на досуге.

Предполагаемы рисунки детей можно условно разделить на три группы :

Ребенок рисует только здание.

Ребенок рисует здание с элементами игровой площадки.

Ребенок изображает на рисунке самого себя в комнате или на улице.

Первая группа рисунков – самая тревожная. Если на рисунке нет ничего, кроме здания, значит, ребенок воспринимает детский сад как нечто отчужденное, безликое. Значит, жизнь в детском саду не вызывает в нем положительных эмоций и не отождествляется с происходящими там событиями.

Больше всего оптимизма внушает ситуация, когда ребенок изображает на рисунке самого себя : значит, события, происходящие в детском саду , являются для него личностно значимыми. Но этим анализ ситуации не ограничивается.

Нужно обратить внимание на другие элементы картинки : присутствуют ли на рисунке дети, воспитатель, игровое поле, игрушки. Их наличие говорит о том, что ребенок изобразил в своей работе множество разнообразных связей и отношений к ним. Игровое поле, например, очень важный элемент.

Если ребенок изображает себя стоящим на ковре, на полу или земле (дети часто изображают свою опору в виде прямой линии, - это хороший показатель. Значит, он «крепко стоит на ногах» , чувствует себя уверенно. Хорошо, если на рисунке изображены цветочки, солнышко, птички – все это детали, свидетельствующие о «мире» в душе.

Нужно попытаться понять, что выражает ребенок, рисуя воспитательницу. С одной стороны, ее появление на рисунке – положительный момент. Значит, педагог для ребенка – значимый персонаж, с присутствием которого он должен считаться. Но важно, как воспитательница развернута к ребенку – спиной или лицом, сколько места она занимает на рисунке, как изображены ее руки и рот. Подчеркнутое выделение рта, множество линий вокруг него могут свидетельствовать о том, что ребенок воспринимает педагога как носителя словесной (вербальной) агрессии.

Немаловажное значение имеет и цветовое решение картинки.

О положительном эмоциональном настрое свидетельствует использование ребенком теплых тонов (желтый, розовый, оранжевый) и спокойных холодных (синий, голубой, зеленый) .

Насыщенно фиолетовый цвет, которым закрашены довольно большие участки рисунка, может свидетельствовать о напряжении, которое испытывает ребенок, а изобилие красного – о переизбытке эмоциональных стимулов.

Злоупотребление черным цветом, жирная, продавливающая бумагу штриховка, похожая на зачеркивание, сигналят о повышенной тревожности ребенка, о его эмоциональном дискомфорте .

Во время тестирующего рисования педагог не должен комментировать действия детей и подсказывать им прямо или косвенно, какие элементы внести в рисунок.

Оценивать работы детей в этом случае тоже нельзя. Лучше, если воспитатель просто попросит подарить ему рисунки на память.

Какие-то элементы рисунка могут оказаться для педагога непонятными, а какие-то приведут к ложным выводам. Рисунок, например, может отражать лишь ситуативную тревожность или психический дискомфорт ребенка , связанные, например, с семейными конфликтами, свидетелем которых он мог стать утром, или с плохим самочувствием, с предстоящим визитом к врачу и т. п.

Поэтому, чтобы иметь подлинную картину психологического состояния ребенка в группе , по прошествии двух недель тест надо повторить.

Цветовая диагностика «Домики»

Данная методика была разработана с опорой на «Цветовой тест отношений» А. М. Эткинда. Цель методики – определение эмоционального состояния, отражающего отношение ребенка к дошкольному учреждению.

Цветовая диагностика проводится индивидуально с каждым ребенком : в течение первого месяца посещения детского сада , после трех и шести месяцев нахождения в дошкольном учреждении.

Детям предлагается в игровой форме выбрать один из домиков разного цвета. В методике используются следующие цвета : синий, зеленый, красный, желтый, фиолетовый, коричневый, серый, черный.

Инструкция : «Это девочка Катя (мальчик Коля) . Катя (Коля) ходит в детский сад . Выбери детский сад для Кати (Коли) ».

После выбора домика с ребенком проводится беседа :

Кате нравится ходить в детский сад ?

Что Катя будет делать в детском саду ?

Что Кате больше всего нравится в детском саду ?

Что Кате не нравится в детском саду ?

В ходе диагностики показатели фиксируются и протоколируются.

Типы реагирования на задание :

1. Резко негативная реакция на предложенное задание. Отказ от участия.

2. Негативная реакция.

1. Ребенок неохотно вступает в игровую ситуацию. Речевое сопровождение практически отсутствует . Отмечается напряженность в поведении. Выбираются дополнительные цвета – коричневый, серый, черный. При ответе на вопросы волнуется. Все сводится к тому, что дома с мамой (или другими членами семьи) лучше.

2. Ребенок достаточно быстро соглашается принять участие в задании. Во время проведения диагностики заметны раздражительность, агрессивность, преобладание негативных эмоций, большая подвижность. Домики выбираются серого, черного или коричневого цветов. Проявляется нежелание общаться с детьми и некоторыми взрослыми. Отмечается большая речевая активность.

3. Безразличная реакция на задание.

Речевое сопровождение практически отсутствует . Отмечаются вялые ответы на вопросы. Ответы больше свидетельствуют о необходимости посещения детского сада , так как родителям надо ходить на работу. Выбор цветов такой же, как и во второй группе (серый, чёрный, коричневый) .

4. Тревожная реакция.

1. Отмечается быстрое и охотное включение в задание, но при этом проявляются нервозность, большая подвижность. Домики выбираются фиолетового либо красного цвета. Из ответов на вопросы следует, что детям в саду нравится играть, но есть трудности во взаимоотношениях с окружающими. В ходе диагностики наблюдается активное речевое сопровождение действий.

2. Доброжелательная реакция на игровую ситуацию, но во время проведения диагностики обращает на себя внимание нерешительность как при выборе цвета домика, так и при ответах на вопросы. В детском саду дошкольники данной группы хотят больше играть с детьми, а также чтобы взрослые (воспитатели) уделяли им больше внимания. Выбираются зеленый или синий цвет. В начале выполнения задания отмечается почти полное отсутствие речевого сопровождения, к концу методики ребенок использует речь значительно чаще.

5. Позитивная реакция на участие в задании.

Активное и доброжелательное участие в задании. Домики выбираются желтого или красного цвета. В детском саду нравится играть и общаться с детьми и взрослыми. Не нравятся поступки некоторых детей. Выбор домиков и действия детей сопровождаются речью.

На основании полученных данных можно выделить три типа отношений детей к детскому саду :

1. Негативное отношение. Данный тип отношений к детскому саду отмечается у детей с явным преобладанием отрицательных эмоций в ходе проведения диагностики (I и II группы реагирования ) .

2. Амбивалентное отношение. В эту категорию отнесены дети, у которых наблюдалась безразличная или тревожная реакция на предложенное задание (III и IV группы реагирования ) .

3. Положительное отношение. Данный тип отношений к образовательному учреждению отмечается у детей с явным преобладанием позитивных эмоций в ходе выполнения задания (V тип реагирования) .

Схема наблюдения за поведением ребенка

в процессе психологического обследования

Методика : цветовая диагностика «Домики» .

Цель : определение эмоционального состояния, отражающего отношение ребенка к дошкольному учреждению.

Фамилия, имя ребенка ___

Группа ___

Возраст ___

Дата проведения ___

Показатели Оценка Примечания

1. Принятие задания :

Негативная реакция (иногда вплоть до отказа от участия в тесте) ;

Безразличная реакция на задание;

Быстрое включение в задание;

Доброжелательная реакция.

2. Включенность в ситуацию :

Пассивное участие в задании (ребенок неохотно принимает участие в игре, речевое сопровождение практически отсутствует , плохо вступает в контакт с экспериментатором);

Активное участие (ребенок охотно и быстро принимает ситуацию, охотно вступает в контакт с экспериментатором)

3. Эмоциональные состояния :

Преобладание негативных эмоций;

Равное проявление как положительных, так и отрицательных эмоций;

Явное преобладание позитивных эмоций.

4. Выбор цвета :

Выбор темных цветов (черного, коричневого, серого) говорит о преобладании негативных эмоций, связанных с посещением детского сада : чувства тревоги, страха, реакции протеста;

Выбор красного и фиолетового цветов говорит о преобладании таких эмоциональных состояний, связанных с посещением детского сада , как раздражительность и агрессия;

Выбор зеленого и синего цветов говорит о наличии чувства беспокойства, тревожности;

Выбор желтого, красного цветов – о преобладании положительных эмоций.

5. Речевое сопровождение :

Речевое сопровождение отсутствует;

Малая речевая активность (ребенок неохотно отвечает на вопросы взрослого, ответы в основном односложные);

Нормальная речевая активность (ребенок охотно вступает в контакт с экспериментатором, отвечает на вопросы предложениями, сопровождает речью свои действия;

Чрезмерная речевая активность (речь сопровождает действия ребенка, от ответа на вопросы переходит к рассказам из жизни)

Выводы по определению типа отношения ребенка к детскому саду : ___

Тест на эмоциональное отношение

Материал : лист бумаги, цветные карандаши.

Младшим и средним детям даются готовые карточки с нарисованными 5 кружками. Старшим детям предлагается нарисовать 5 кружков через клетку.

Вопросы можно подобрать самим.

Детей сажают по одному за стол.

1. Закрась первый кружок таким цветом, какого цвета твое настроение, когда ты идешь в детский сад .

2. Закрась второй кружок таким цветом, какого цвета твое настроение, когда ты занимаешься математикой.

3. Закрась третий кружок таким цветом, какого цвета твое настроение, когда ты играешь.

4. Закрась четвертый кружок таким цветом, какого цвета твое настроение, когда ты уходишь домой.

5. Закрась пятый кружок таким цветом, какого цвета твое настроение когда ты ложишься спать.

Проводят до 3 раз.

Обозначение цветов

Красный – возбужденное, восторженное отношение.

Оранжевый – радостное, приятное.

Желтый – теплое, доброжелательное.

Зеленый – спокойное.

Синий – грустное, неудовлетворительное.

Фиолетовый, коричневый – тревожное.

Черный – печаль, уныние.

Если черным цветом постоянно закрашивается один или несколько видов деятельности, то воспитателю надо немедленно обратить внимание на это. Например, на занятиях : пересмотреть структуру, содержание, чтобы ребенку было интересно, и так по каждому виду деятельности.

Анализ «Атмосфера в моей группе »

Педагогам предлагается проанализировать групповую ситуацию с использованием следующей схемы :

Обстановка в группе .

1. Какова атмосфера в моей группе ? (Общие впечатления.)

2. Почему я так думаю?

3. Какие аспекты атмосферы в моей группе я оцениваю как положительные?

4. Какие аспекты атмосферы в моей группе я оцениваю как отрицательные?

Взаимоотношения между воспитателем и ребенком.

1. С кем из детей у меня хороший контакт?

2. Чем это объясняется?

3. С кем из детей у меня не такие хорошие отношения?

4. Чем это можно объяснить?

Взаимоотношения между детьми.

1. Между какими детьми существуют хорошие отношения?

2. Чем это вызвано?

3. Какие дети часто ссорятся между собой?

4. Почему это происходит?

5. Какие дети часто обижаются?

6. Почему это происходит?

Таким образом, ознакомившись с практическими разработками в области изучения эмоциональных состояний дошкольников, вы понимаете, что создание эмоционального благополучия и комфорта оказывает влияние на все сферы психического развития . Полученные вами результаты представляют собой вместе с тем и оценку вашей профессиональной деятельности, успешности ваших образовательных и воспитательных действий.

2.2. Эмоциональное благополучие педагога как условие положительного эмоционального состояния детей. Приемы снятия эмоционального напряжения у педагогов.

Всем известно, что у детей развита интуитивная способность улавливать эмоциональное состояние взрослых. Дети очень легко заражаются отрицательными эмоциями, поэтому педагогу необходимо устраивать себе психологический душ , который поможет ему снимать излишнее эмоциональное напряжение.

Психолог проводит комплекс упражнений, которые способствуют повышению энергетического потенциала.

1. Стоя, свести лопатки, улыбнуться, подмигнуть правым глазом, потом – левым, повторить : «Я очень собой горжусь, я на многое гожусь» .

2. Положив ладонь на грудь : «Я на свете всех умней» ; вытянув руки над головой : «Не боюсь я никого» ; напрячь ягодицы : «Чудо как я хороша» ; расслабить ягодицы : «Проживу теперь сто лет» .

3. Подпрыгивая на правой, затем на левой ноге, повторить : «Я бодра и энергична, и дела идут отлично» .

4. Потирая ладонь о ладонь, повторить : «Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь богаче» .

5. Встав на цыпочки, руки над головой сомкнуть в кольцо, повторить : «Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего» .

6. Положив на лоб левую ладонь, затем правую, повторить : «Я решаю любые задачи, со мной всегда любовь и удача» .

7. Руки на бедрах. Делая наклоны туловищем вперед – назад, повторить : «Ситуация любая мне подвластна. Мир прекрасен, и я прекрасна!»

8. Руки на талии, делая наклоны вправо – влево, повторить : «Покой и улыбку всегда берегу, и все мне помогут, и я помогу» .

9. Сложив руки в замок, делая глубокий вдох : «Вселенная мне улыбается» ; глубокий выдох : «И все у меня получается» .

10. Сжав кулаки, делая вращения кулаками : «На пути у меня нет преграды, все получается так, как надо!»

Для создания условий психологически комфортного пребывания ребенка в детском саду необходимо :

Принимать каждого ребенка таким, какой он есть. Помните : плохих дошкольников нет. Есть плохие педагоги и родители.

В профессиональной деятельности опираться на добровольную помощь детей, включать их в организационные моменты по уходу за помещением и участком.

Быть затейником и участником детских игр и забав .

В затруднительных для ребенка ситуациях ориентироваться на его возрастные и индивидуальные особенности : быть всегда вместе с ним, а не делать что-то вместо него.

Привлекать родителей к образовательному процессу и обращаться к ним за поддержкой в случаях нестандартных ситуаций.

В своих отношениях с детьми постарайтесь помнить о том, что :

Ребенок вам ничего не должен. Это вы должны помочь ребенку стать более самостоятельным и ответственным.

В каждой конкретной неблагоприятной ситуации нужно понять, чего добивается ребенок и почему он это делает. Добивайтесь от него соблюдения социальных норм и правил с учетом его состояния и интересов.

Навязывание своих правил и требований против воли детей – это насилие, даже если ваши намерения благонравны.

Запретов и строгих требований не должно быть слишком много. Это ведет к пассивности и низкой самооценке у воспитанников.

Тихий, застенчивый ребенок также нуждается в вашей профессиональной помощи, как и отъявленный драчун.

Благополучная социальная ситуация развития – это лучший метод передачи детям нравственных норм и правил человеческого общежития. Беседы о нравственности, не подкрепленные защитой детей от психического и физического насилия, - демагогия и опасная практика .

Очень хорошо на развитие детей сказываются такие формы отношений, при которых воспитатель с помощью различных доводов убеждает ребенка в преимуществах того или иного поступка. При этом выбор оставляется за ребенком. Такой тип отношений предполагает индивидуальный подход к особенностям и текущим состояниям детей. Именно в такой ненавязчивой опеке больше всего нуждаются дети и благодарят взрослого искренней привязанностью к нему.

Психологические речевые настройки

Цель речевых настроек – создание в группе положительного эмоционального фона, атмосферы доброжелательности и защищенности.

Основное предназначение речевых настроек – установки на хорошее настроение. Они могут проводиться утром, после зарядки, дети и воспитатель становятся в круг, держась за руки. При произнесении речевых настроек голос воспитателя полностью должен соответствовать тому, о чем он говорит, то есть голосом и мимикой должны передаваться доброжелательность, радость встречи и т. д.

Вам предлагаются примерные схемы речевых настроек, которые по вашему желанию могут варьироваться, но суть должна остаться той же : они должны показать детям, что им рады, настраивать на доброжелательные взаимоотношения со взрослыми и другими детьми.

Проявите фантазию, дайте выход вашему творческому потенциалу :

Сегодня я рада видеть всех вас в детском саду , в нашей группе ! Этот день мы проведем все вместе. Пусть этот день принесет радость. Давайте постараемся радовать друг друга.

Я рада видеть всех деток нашей группы здоровыми , веселыми, в хорошем настроении. Мне очень хочется, чтобы такое настроение у нас у всех сохранилось до самого вечера. А для это мы все должны чаще улыбаться, не обижать друг друга и не драться. Будем радоваться друг другу.

Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно и сыро. А в нашей группе тепло , светло и весело. А весело нам от наших улыбок, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Поэтому сегодня мы будем с вами чаще улыбаться друг другу.

3. Обсуждение, подведение итогов.

Выступление на семинаре классных руководителей на тему "Доверительные отношения как средство педагогической поддержки ребёнка". В статье приводятся примеры тренингов, результатом которых является осознание собственной ценности и ценности других людей, установление тёплого эмоционального контакта, повышение доверия друг к другу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОЗДАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОМФОРТА В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

“ Вопрос: как учить? Какой наилучший метод? - есть вопрос

О том, какое отношение между учащим и учащимся будет

Наилучшим “. Л. Н. Толстой.

Дети, растущие в современном мире, во многом отличаются от своих сверстников предыдущих поколений. Большинство детей, переступающих школьный порог, уже умеют читать и писать, владеют азами компьютерной техники, имеют большой информационный доступ, но при этом испытывают неустойчивые, дискомфортные состояния, затрудняющие выполнение школьных требований, испытывают трудности в общении со старшими и сверстниками, постоянно находятся в стрессовых ситуациях.

Современный ребёнок - это не тот Малыш из сказки А. Линдгрен «Малыш и Карлсон», который мечтал получить на свой день рождения собаку для того, чтобы с ней играть. Это ребёнок – «Один дома», который растёт на сериалах «Счастливы вместе», «Универ» «Симпсоны», которого окружают бездушные сотовые телефоны, жестокие персонажи компьютерных игр, односложные ответы загруженных родителей на многотысячное «Почему?». Дома заботу о ребенке понимают весьма своеобразно: накормить-напоить, обуть-одеть. А вот как быть с другой потребностью ребенка - потребностью в общении?

Общение – обязательное условие полноценного развития ребёнка. Оно способствует установлению соматического и психического равновесия, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости. Общение в детстве обязательно должно включать в себя элементы положительного эмоционального отношения – приветливость, признание, любовь.

Следует помнить, что стиль отношения взрослых к ребенку влияет не только на детское поведение, но и на психическое здоровье детей; так, неуверенность ребенка в положительном отношении к себе взрослого или, наоборот, уверенность в неактивной оценке его как личности провоцирует подавленную агрессивность. Если ребенок воспринимает отношение взрослого к себе как негативное, то попытки взрослого побудить ребенка к общению вызывают у него состояния смущения и тревоги. Длительный дефицит эмоционального общения между взрослым и ребенком порождает неуверенность последнего в положительном отношении к нему взрослых, вызывает чувство тревоги и ощущения эмоционального неблагополучия.

Решение этой проблемы видится в создании психологического комфорта среди школьников. Положительные эмоции, характерные для психологического комфорта – это движущая сила в поведении человека, в способах взаимодействия с окружающей средой.

Источниками психологического комфорта выступает организация межличностных взаимодействий “учитель – ученик”. Это отношения в процессе совместной деятельности, которые характеризуются положительным эмоциональным состоянием, доброжелательными взаимоотношениями. Это выражается в активном слушании, доверии. Доверие – обязательное условие при взаимодействии учителя и ученика. ”Оказанное доверие обычно вызывает ответную верность” - говорили древние.

Действия педагога по созданию комфортной среды заключаются в обеспечении благоприятных условий в том, чтобы дать возможность ребёнку проявиться в полной мере как личности. Конкретными способами могут выступать просьба вместо требования или приказа, убеждение вместо физического или агрессивного словесного воздействия, чёткая организация вместо жёсткой дисциплины. В младшем школьном возрасте особое значение имеет тактильный контакт. Доброжелательное прикосновение – это знак эмоциональной безопасности. К непосредственным способам осуществления индивидуальной поддержки можно отнести подбадривание, услугу, снятие напряженного состояния, защиту, обращение по имени, доброжелательный визуальный контакт, постоянное проявление интереса к ученику, сопереживание ему и т. д.

Не следует забывать и о создании ситуации успеха, но ситуации достижимой. Выбирать такие задания, давать такие поручения, при выполнении которых ученики чаще добиваются успехов, чем неудач. Нужно помочь снять чувство страха, оказать скрытую помощь, дать совет. Не нужно бояться авансировать ученика, называя его достоинства: авансирование в присутствии коллектива мобилизует активность ребёнка, и он прикладывает максимум усилий, чтобы оправдать данную ему характеристику. “Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в добродетельных намерениях”, - писал Ф.Ларошфуко.

Может быть, это главное право ребенка – доброта, защита, душевный комфорт в школе. Ощущение гарантированной неприкосновенности. Даже если из-за этого может пострадать успеваемость. Сохранить душевное равновесие ребенка – вот что становится в сегодняшней жизни главной задачей педагога.

Хороший эффект в создании психологической комфортности дает проведение тренингов, направленных на развитие эмоционального контакта. Ребята учатся управлять своими чувствами, сбрасывать эмоциональное напряжение, устанавливать доброжелательные отношения в коллективе сверстников и в общении со взрослыми (см. Приложение).

Сегодня педагогический подход к воспитанию требует нового осмысления. Педагогам важно быть гибкими, научиться перестраивать свои действия в зависимости от ситуации, соблюдая при этом п равила профессиональной деятельности:

Правило 1 .Будьте профессионалом, умейте так преподавать свой предмет, как будто он самый важный.

Правило 2 .Принимайте ученика таким, какой он есть, независимо от его внешних данных, уровня развития интеллекта, способностей. Не оценивайте личность ученика лишь через призму получаемых отметок, а его знания – в зависимости от поведения.

Правило 3. Обеспечьте эмоциональный комфорт ребёнку в школе. Для этого:

  • будьте ему старшим другом и опорой;
  • стремитесь понять индивидуальные особенности ученика;
  • проявляйте терпимость к его недостаткам;
  • не навязывайте своего мнения;
  • будьте тактичны;
  • доверяйте детям;
  • не допускайте расхождений между словом и делом;
  • не сравнивайте ребёнка с другими детьми.

Правило 4 . Не устраивайте ребёнку “прилюдных разборок”. Скажите ему обо всём наедине.

Правило 5 . Найдите в себе мужество признать свою неправоту и при необходимости – извинитесь.

Правило 6 . Никогда не критикуйте личность, а давайте оценку только негативного поступка (не “ ты – плохой”, а “ ты плохо поступил”).

Правило 7 . Никогда не “воюйте “с детьми: если вам и удастся настоять на своём, то дети отплатят вам своим упрямством и бездействием.

Законы этики учителя:

  1. Относитесь к ученику с уважением, любовью, добротой.
  2. Не позволяйте себе резкие, безапелляционные суждения.
  3. Будьте тактичны, никогда не подчёркивайте своего превосходства как в общении с учеником, так и со своими коллегами.
  4. В любой конфликтной ситуации учитесь находить разумное оптимальное решение.
  5. Будьте терпимы к человеческим недостаткам и слабостям.
  6. Умейте щадить самолюбие и достоинство других людей.
  7. Стремитесь к тому, чтобы родители учеников были вашими единомышленниками.
  8. Никогда не выясняйте ни с кем отношений в присутствии посторонних.
  9. Ничего не начинайте во гневе.
  10. В любой жизненной ситуации помните: вы – педагог, с вас строже спрос за поведение и образ мыслей.
  11. Помните золотое правило этики: относитесь к людям так, как вы бы хотели, чтобы они относились к вам.

Результат доброжелательных, доверительных отношений в условиях психологической комфортности: для ребёнка – это выравнивание личности, сохранение психического здоровья; для педагога – удовлетворённость, видимый результат в лице счастливых и благодарных воспитанников.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Положительный настрой “Заряд доброты”

Это специальный методический приём: начиная день, высказать детям свою уверенность, что они будут доброжелательны, внимательны и уступчивы, постараются не обижать друг друга, чтобы в классе не возникло конфликтных ситуаций. В таком плане и заканчивается день. Перед тем, как отпустить детей домой, организуется минутка подведения итогов, посвященная анализу прожитого дня. Дети с помощью учителя пытаются разобраться, как можно было бы избежать возможного конфликта, а если он уже произошёл, как помирить конфликтующие стороны, чтобы никто не ушёл обиженным. Таким образом, в детском коллективе формируется привычка оценки поступков с позиции доброжелательности и уважения друг к другу, накапливается опыт нравственного решения конфликта, формируются задатки самоконтроля в поведении детей, устанавливается доброжелательная атмосфера в их взаимоотношениях

Тренинг “Улыбнись другому”

Дети сидят в кругу. Они выбирают одного участника, который начнёт упражнение. Задача очень проста: он должен улыбнуться своему соседу справа. Тот “передаёт” улыбку следующему участнику, и так далее до тех пор, пока улыбка не вернётся к первому ребёнку. После выполнения упражнения проводится обсуждение, в ходе которого дети сообщают о том, что они чувствовали, когда “ получали” и “передавали” свои улыбки.

Результатом является установление тёплого эмоционального контакта, повышение доверия друг к другу.

Тренинг “Солнышко”

Детям предлагается нарисовать на листе солнце, от которого отходят лучи. На трёх лучах нужно написать свои положительные качества. Затем листы с нарисованным солнцем закрепить на спине. Дети подходят друг к другу и дописывают на лучах те положительные качества, которые, по их мнению, присущи этому ученику. По окончании дети снимают со спины свои солнышки и читают, что там написано. Обсуждаем:

Что нового о себе я узнал?

Что нового я узнал о других?

Результатом тренинга является позитивное восприятие своего одноклассника.

Тренинг “Связующая нить”

Ребята сидят в кругу, передавая друг другу клубок с нитками так, чтобы у тех, кто уже держал клубок, в руках осталась нить. Передавая клубок, дети рассказывают о том, что они сейчас чувствуют, что хотят для себя и что могут пожелать другим. Игру начинает учитель, показывая пример того, как можно рассказать об этом. Затем учитель обращается к играющим, спрашивая, хотят ли они что - нибудь сказать. Когда клубок вернется к ведущему, дети натягивают общую нить, и закрывают глаза, представляя по просьбе учителя, что все они составляют единое целое и что каждый из них важная и значимая часть этого целого.

Результатом тренинга является осознание собственной ценности и ценности других людей.


В продолжение темы:
Материнство

Пушистый и теплый зимний вязаный женский свитер с косами – непременный атрибут любой девушки. Эта вещь выручает в любой ситуации и актуальна практически при любой погоде....

Новые статьи
/
Популярные