Психология и мастерство при подготовке к шахматной партии. Как психология влияет на игру в шахматы Избавление от беспокойства

Ключевые слова: саморегуляция, спортивная форма, спортивный результат, дебют, миттель­шпиль, эндшпиль, цейтнот.

Key words: Self-Regulation, sportswear, athletic performance, debut, middlegame, endgame, pressed for time.

Резюме. Статья посвящена особенностям психологи­ческой подготовки шахматистов высших разрядов к спор­тивным соревнованиям. Психологический анализ в статье переходит в педагогические рекомендации по организации учебно-тренировочного процесса как для спортсменов пер­вого разряда и кандидатов в мастера спорта России, так и для их тренеров.

Summary. The article concerns the peculiarities of psychological preparation shahmatis comrade-top bits of sports. Psychological analysis of the article goes into pedagogical recommendations on the organization of training process for both athletes and first-dass candidates for master of sports of Russia, and for their coaches.

Введение.

Трудна и многогранна деятельность тренера при подготовке своих учеников к шахматным соревно­ваниям. Необходимо максимально полно обладать информацией о будущих противниках, наметить точ­ные планы действий, дебютные построения, страте­гию миттельшпиля и эндшпиля, произвести детали­зацию знаний и умений ученика, создать рабочую модель соревнования и т. д. Но самое главное тре­неру необходимо «войти» в роль друга - психолога-наставника, поскольку нельзя переоценить роль психологической подготовки к соревнованиям. Даже проигрыш одной партии может привести к нервному стрессу. Соревнования бывают разные по цели, масштабу и степени психологической напря­женности: отборочные, контрольные, командные, матчи и т.д. Самыми сложными в психологическом плане являются матчи на первенство мира, т.к. накал борьбы очень высок.

Лучшими матчевыми бойцами были Эм. Ласкер, А.А. Алехин, М. М.Ботвинник, ГК.Каспаров. Соревно­вания принято также делить на тренировочные,

подводящие и кульминационные (главные). К глав­ному старту необходимо подходить через серию тренировочных, а затем подводящих соревнований. Количество стартов в этих соревнованиях опреде­ляет тренер, исходя из индивидуальных особенно­стей спортсмена.

Методы и организация исследования.

В исследовании проведены экспертный опрос, психологический и педагогический эксперименты на базе кафедры теории и методики ИИВС РГУФКСМиТ.

Результаты и их обсуждение.

Невозможно достичь высоких, стабильных результатов, редко выступая на соревнованиях. Именно там проверяются потенциальные возмож­ности спортсмена и его мастерство, выявляются недостатки теоретической, спортивной и психо­логической подготовки, воспитываются волевые качества, проверяется спортивная форма. Высшая спортивная форма характеризуется состоянием наибольшей работоспособности и определяется комплексом компонентов подготовленности, в част­ности психологической подготовкой. Одной из при­чин, обуславливающей взлёт или падение спор­тивных результатов - это работоспособность ЦНС Она, в конечном счете, управляет всеми силами и возможностями человека. Психофизиологический настрой спортсмена напрямую связан с ЦНС, поэто­му очень важно регулировать режим тренировок и отдыха спортсмена, т.к. все они имеют разные темпы становления спортивной формы и динамику рабо­тоспособности ЦНС, что требует особого внимания тренера. Прежде всего, спортсмена надо подгото­вить к возможным отклонениям от моделирован­ных условий, неожиданным ситуациям и непредви­денным трудностям (например, М.Ботвинник и его тренер-секундант В.Рагозин играли под шум радио и курение папирос).

В процессе подготовки к соревнованиям важно осуществлять психолого-педагогические и психоло­гические воздействия:

  • свести к минимуму отрицательные психоги­гиенические воздействия: работать на преодоление психологической несовместимости;
  • организовать разнообразную культурно-массовую программу, отдых и развлечение спор­тсменов;
  • проводить лекции, беседы психологов о воз­можностях и перспективах самоуправления психи­ческим состоянием в процессе поединка;
  • организовать обучение спортсменов методике психорегуляции (например - вариантам аутогенной тренировки, методике самовнушения и пр.).

Необходимо учитывать не только точное время старта, но и возможную продолжительность сорев­нования, создавая у спортсмена мощный психоло­гический настрой на высокий результат в опреде­лённое время. Накануне старта обычно спортсмен ощущает высокую нервозность. Чтобы её снять рекомендуются занятия такими видами спорта как лыжи, настольный теннис, бадминтон, игра в фут­бол, плавание и т.д. Основой психологической под­готовки спортсменов является воспитание таких морально-волевых качеств как:

  1. Сила воли - самое главное волевое качество, достигается за счёт образования мощной мотива­ции для занятий шахматами.
  2. Трудолюбие, настойчивость, терпеливость. Воспитывается путем постепенного увеличения нагрузок, часто используется групповой метод выполнения упражнения, игровые моменты.
  3. Выдержка и самообладание. Психическая устойчивость спортсмена, его хладнокровие и само­обладание в самых сложных и трудных соревнова­тельных ситуациях - основа успеха в любом виде спорта, а в шахматах особенно.
  4. Решительность. Молниеносно изменяющаяся ситуация на шахматной доске требует мгновенной оценки и решительных действий, готовности пойти на обоснованный риск.
  5. Мужество и смелость. Выражают моральную силу и волевую стойкость человека, присутствие духа в опасной ситуации, готовность смело и реши­тельно бороться за достижение благородной цели.
  6. Уверенность в своих силах. Это качество-главная основа бойцовского характера. Необходимо укреплять у спортсменов веру в свои силы - это поможет овладеть новыми тренировочными нагруз­ками и добиться успехов в соревнованиях, что, в свою очередь, укрепляет уверенность в себе.
  7. Дисциплинированность. Это умение подчи­нять свои действия требованиям долга, правилам и нормам, принятым в нашем обществе. Большое значение для воспитания дисциплины имеет соблю­дение тренировочного и гигиенического режима, в том числе полный отказ от курения и алкоголя.
  8. Воля к победе. Проявляется в сочетании всех волевых качеств спортсмена, но, вместе с тем, необ­ходимо специально укреплять волю к победе. Борь­ба за спортивную честь команды и коллектива в зна­чительной мере усиливает стремление победить.

Помимо воспитания волевых качеств, необходи­мо изучать творчество своих потенциальных сопер­ников, их психологические особенности. Чем лучше спортсмен знает своего противника, тем легче ему бороться с ним.

Тренируясь в моделированных условиях пред­стоящего соревнования, необходимо подготовить спортсмена к возможным отклонениям от обыч­ных условий, неожиданным ситуациям и непред­виденным трудностям. Трезвая оценка ситуации и убежденность в ее преодолении - основа спортив­ного мастерства. Спортсменам необходимо знать, что преувеличенное восприятие трудностей может достигать таких крайностей, при которых возника­ет не только сомнение, но и страх. Поэтому очень важна психическая устойчивость. Еще Марк Авре­лий утверждал, что: «Перестрой отношение к вещам, которые тебя волнуют, и ты будешь от них в безопас­ности». Главное никогда не падать духом. Как прави­ло, причина поражения - это потеря психической устойчивости. Нужно научиться отражать психи­ческие атаки противника, но самому относиться к соперникам с уважением и добротой. Некоторые тренеры, стараются создать тепличные условия для своих воспитанников. Это неправильно. Здесь умест­но вспомнить слова И.П. Павлова: «Тепличная обста­новка при воспитании может привести к тому, что человек с сильной нервной системой на всю жизнь останется жалким трусом». Каждый тренер должен понимать, что для того, чтобы воспитать в своем ученике различные спортивные и психологические качества, он сам должен обладать ими в полной мере. Воспитывая других - совершенствуйся сам!

И еще одно. Очень важно воспользоваться сове­тами спортивного психолога. «Шахматы - это не только сложная игра, но и борьба характеров, лич­ностей, интеллектов. Поэтому на ход шахматной партии действуют разнообразные факторы, в зави­симости от сильных и слабых сторон спортсменов, психологических особенностей партнеров. И многие проблемы, проявляющиеся в шахматной игре, имеют психологический характер (потеря концентрации внимания, ощущение ответственности, недооценка собственных сил, переоценка сил соперника, сни­жение продуктивности мыслительной деятельности в условиях цейтнота и т.д.).

Задача спортивного психолога - помочь шахматисту накопить такой запас воли, кото­рый поможет одержать победу над самим собой в самых сложных ситуациях, когда мышлению начинают мешать сомнения и страх.

При регулярной психодиагностике и активном участии психолога в тренировочном процессе становится возможным учет индивидуальных осо­бенностей спортсмена, формирование и развитие необходимых для победы психических качеств и умений. Своевременно определить особенности психики и разработать для каждого занимающегося индивидуальный план развития способностей, стра­тегию предсоревновательного и соревновательного поведения - это тоже область деятельности спор­тивного психолога.

Шахматы - один из самых сложных видов спорта по качеству и количеству психических нагрузок, поэтому так необходимо помимо освоения мето­дик саморегуляции вводить занятия с физически­ми нагрузками (бег, подвижные игры). Оптимально подобранные физические нагрузки положительно влияют на самочувствие, они придают уверенность и снимают психологическое напряжение, которое обычно накапливается за период участия в сорев­нованиях.

Несомненно, помимо тренера на спортивную жизнь своих детей большое влияние оказывают родители. Поэтому хорошо, если психолог взаимо­действуют с родителями спортсменов, в не зависи­мости от возраста спортсмена. Не всегда родители адекватно реагируют на проигрыши и выигрыши своих детей. И некоторые спортсмены испытыва­ют на себе негативную реакцию своих родителей, которые считают, что жесткий авторитарный стиль воспитания и постоянные порицания вплоть до окриков и «срывов» на своих детей за проигрыши, могут простимулировать к упорным занятиям детей. Однако, в первую очередь, результатом будет сниже­ние самооценки, уверенности в себе и понижение мотивации к достижению победы (и как противопо­ложность - будет формироваться мотивация избега­ния неудачи).

Но есть и другая крайность. Отрицательное вли­яние на соревновательный результат детей также оказывает гиперопека со стороны родителей, вслед­ствие которой в стрессовой, неопределенной ситу­ации спортсмен будет теряться, вместо того, чтобы обращаться к собственным ресурсам. Зачастую на соревнованиях некоторые родители слишком опе­кают своих детей, мешая мобилизоваться и войти в нужное состояние, а тревога, волнение родителей на турнире может передаваться детям. Поэтому пси­холог проводит консультации родителей, рассказы­вая, как они могут помочь детям в их спортивной жизни, как оказывать поддержку на соревнованиях, помогать переживать горечь поражения и быть союзниками в этом нелегком спортивном деле.

Большая результативность психологической работы достигается, если психолог сотрудничает не только со спортсменом и его родителями, но и с тренером, т.к. тренер - главный человек в спортив­ной жизни своего спортсмена. Зачастую приходится вырабатывать эффективные способы секундирования спортсмена, чтобы успокоить или, наоборот, активизировать спортсмена, и правильно подобран­ные слова, звучащие из уст тренера играют очень важную роль не только при настрое перед сорев­нованием, но и при обсуждении результатов игры. Ведь словом можно вдохновить, а можно и способ­ствовать уменьшению веры в себя. Поэтому, зная психологические особенности спортсмена (темпе­рамент, сила нервной системы, движущие моти­вы и т.д.) индивидуально к каждому можно найти эффективный подход, который будет сказываться на профессиональном росте спортсмена. Хорошо, когда «заказ» психологу о работе со спортсменом исходит именно от тренера, который лучше, чем другие знает своего подопечного и особенности его предсоревновательного и соревновательного поведения, тогда психологический контроль идет совместно с тренером, помогая психологу выраба­тывать оптимальные пути достижения поставленных целей. Поэтому взаимодействие тренера и психо­лога является оптимальным, ведь цель у них одна - успехи спортсменов.

Заключение.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что для достижения максимального спортивного результата в подготовке шахматистов необходимо гармоничное сочетание трех составляющих: технико-тактической, физической и психологической.

Литература:

  1. Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, осно­ванных на содержательном обобщении. -Томск: Пеленг, 1992, 112 с.
  2. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. ДБ. Эльконина, А.Л. Венгера; Науч.-исслед. ин-т. Общей и педагогической психологии Акад. пед. Наук СССР. - М.: Педагогика, 1988.- 136 с.
  3. Крогиус Н.В. Психология шахматного творчества. - М.: Физкультура и спорт, 1981.- 183 с.
  4. Тихомиров O.K. Психология мышления: Учебное пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.- 272 с

Сегодня мы поговорим о психологии шахматных ошибок или просто, почему шахматисты делают эти ошибки. Если ваша цель улучшить свою игру, то для начала Вам следует определить свои ошибки. Только тогда вы сможете их предотвратить.

Мы рассмотрим статью «Психология шахматной ошибки », которая была опубликована в «Шахматном листке» №19 в 1928 году. В ней обсуждаются наиболее распространенные типы шахматных ошибок, основанные на собственном опыте автора и играх против таких великих шахматистов, как Алехин, Ласкер и т.д.

Изучение произведений шахматного искусства наталкивает нас на целый ряд весьма любопытных и поучительных проблем. Большинство из этих проблем не только не изучены нами, но даже и не поставлены: для разрешения. Мы просматриваем отдельные партии, любуемся причудливым сплетением фигур на шахматной доске, восхищаемся глубиной комбинации, сожалеем о допущенной ошибке, но строго научного подхода к изучению шахматного творчества у нас нет.

Мы можем детально проанализировать партию, мы можем указать ряд упущенных противниками выигрывающих вариантов, а вот на основании тысячи игранных партий определить из каких элементов складывается шахматная победа — мы не можем. То есть не то, что не можем, а просто как-то не задумываемся над этим вопросом. Эти вопросы еще ждут своих исследователей. Придет время и появятся шахматисты-исследователи, которые произведут строгую классификацию всех способов построения партии (это не будет простой подбор дебютных вариантиков, который мы имеем и теперь), ведения атаки и защиты и, наконец, осуществления выигрышных идей.

Здесь невольно напрашивается сравнение со спортом. Когда мне говорят—Лурих положил Аберга двойным нельсоном мне все ясно. Хотя я и не был на состязании, но могу представить себе картину заключительного момента борьбы. А попробуйте спросить шахматиста, как он выиграл, и он начнет рассказывать длинно и непонятно. Или предпочтет просто взять доску и показать. У него даже и терминологии нет для такого рассказа.

Терминология появится тогда, когда будет произведена предварительная работа по суммированию и классификации шахматных идей. Конечно, шахматы не борьба. Небольшое сравнительно количество приемов борьбы трудно даже и сравнить с бесконечным разнообразием творческих возможностей шахматной мысли, но это еще не значит, что такая работа невозможна. Сумели же ботаники классифицировать бесконечное разнообразие растительного царства и произвести четкое деление его на различные роды и виды.

В этом отношении задачное и этюдное искусство, несмотря на свою сравнительную молодость, значительно опередило практическую игру. Здесь уже имеются элементы классификации. Здесь налицо гораздо более углубленное изучение своего предмета. К числу совершенно не изученных и даже еще не поставленных проблем относится и тема, которая является заголовком настоящей статьи—психология шахматной ошибки. Мы привыкли просто констатировать, что партия проиграна вследствие такой то ошибки и на этом успокаиваемся. А вот суммировать целый ряд ошибок, и изучив их, вывести определенные законы—до этого мы еще не дошли.

Должен сказать, что и моя статья является только первым скромным шагом в этом направлении. Трудно, вторгнувшись в неизведанную область, сразу претендовать на какое-то серьезное знание. Колумб тоже открыл не Америку, а лишь тот берег, на котором он высадился.

Итак, перейдем к существу затронутого вопроса.

Изучая за свою продолжительную шахматную деятельность огромное количество всякого рода игранных партий, я установил несколько типов ошибок, которые периодически вновь и вновь повторяются. Все эти ошибки имеют психологическую основу. Знакомство с ними интересно не только с точки зрения углубленного изучения шахматного творчества, но и с практической точки зрения. Уяснив себе сущность отрицательного явления, мы найдем и средство для его преодоления. Типов таких ошибок очень много, и я остановлюсь лишь на некоторых из них, иллюстрируя их приемами преимущественно из собственной практики. По каждому типу я приведу лишь один пример, но каждый читатель несомненно сам может дополнить его целым рядом аналогичных примеров из практики собственных состязаний.

1. Исчезнувшее поле

Очень часто ошибка проистекает из того, что перед глазами стоит доска и фигуры. Поясню это. Для того, чтобы обдумать комбинацию, нужно оторваться мыслью от того положения, которое стоит на доске и представить себе новое, воображаемое положение, которое получится после ряда ходов обоих противников. В этом случае положение, которое стоит на доске, не только не помогает, а наоборот мешает расчету. Иногда же оно настолько сбивает с толку, что весь расчет оказывается неправильным.

Приведу пример:

Только с большим трудом удалось мне свести эту партию в ничью. Между тем, сыграй я на втором ходу Ф:g4 и черным пришлись бы сдаться, т. к. на 2...Кр:f7 последует уже настоящий мат в 3 хода.

Почему же я просмотрел такой простой ход 3. ... Kpg8? Да очень просто! Посмотрите исходное положение. В нем поле g8 атаковано двумя фигурами—слоном bЗ и ферзем g5. И, рассчитывая свою комбинацию, я, смотря на доску, составил себе ошибочное представление, что на g8 король пойти не может.

2. Разрушенная перегородка

К такому же роду, но другому типу ошибок относится следующий случай. 22 мая 1923 г. в 3-й партии моего матча с тем же В. И. Ненароковым после 13-хода черных получилось следующее положение:

Многие скажут: грубый зевок. Да, зевок, но интересна психология этого зевка. Затевая свой план и смотря на доску, я видел, что черный ферзь g5 и незащищенный белый слон b5 разделены плотной перегородкой — пешкой е5. Это представление твердо укрепилось в моем сознании. Настолько твердо, что даже, когда черный ферзь взял слона, мне показалось, что он перескочил через пешку.

3. Забытая фигура

Этот тип ошибки тоже родственен предыдущему, но уже в другом плане. Лучше всего демонстрирует её пример партии Алехин — Блэкберн, игранной 22-го апреля 1914 г. в Петербургском международном турнире. В этой партии после 10-го хода черных получилось следующее положение:

Только изумительная изобретательность Алехина позволила ему свести эту безнадежную партию в ничью. „Чем объяснить, что вы так грубо зевнули?" спросил я Алехина позднее. „Да помилуйте", ответил Алехин: „я просто забыл про слона. Я забыл, что он существует".

Такого рода забывчивость явление довольно частое. Только не всегда оно приводит к такого рода катастрофическим результатам.

4. "Естественный" ход

Увлечение "естественными" ходами или расчет на "естественный" ответ противника также очень часто приводит партию к гибели. Приведу пример. 24-го ноября 1920 г. я играл партию с Н. И. Грековым в Московском четверном матч-турнире. После 8-го хода белых получилось следующее положение:

Совет: Чтобы бороться с грубыми ошибками, находить правильный план в сложных позициях, усилить свое позиционное и тактическое зрение, мы рекомендуем Вам . Сотни шахматистов уже получили выгоду от нашего обучения. Не ждите,

Только каким-то чудом удалось мне свести эту безнадежную партию в ничью. Между тем, сыграй я в положении, изображенном на диаграмме, просто Фс7, я сохранял бы все свои преимущества.

5. Опасности успеха

Бывает так, что шахматист, добившись определенного преимущества в положении или материального перевеса, начинает играть спустя рукава и тем упускает победу. Это случай довольно частый. В моей партии с Эм. Ласкером, которую я играл 19-го ноября 1925 года в Московском международном турнире, после 13-го хода белых получилось следующее положение:

6. Погоня за красотой

Этот тип проигрыша несколько родственен предыдущему. Иногда шахматист, добившись позиционного преимущества вместо того, чтобы реально использовать его, увлекается случайной красивой комбинацией и тем упускает все свои шансы. Примеров этому много. В моей партии с Я. Д. Данюшевским, игранной 18-го октября 1920 г. на чемпионате РСФСР Всероссийской шахматной олимпиады, после 24-го хода черных получилось следующее положение:

7. Неожиданный шах

Сколько партий проиграно из-за неожиданного шаха! Это нестоящий бич комбинаций! Психологическая же основа его та же, что и в первых двух указанных мною случаях. Положение, которое стоит на доске, затрудняет расчет. Между тем с первых же ходов одни линии открываются, другие закрываются, и у фигур появляется возможность того или иного неожиданного выпада. Учесть все это за доской иной раз бывает очень трудно.

В пятой партии моего второго матча с М. Г. Кляцкиным, которая игралась 15-го июля 1922 года, после 22-го хода черных получилось следующее положение:

Если посмотреть положение за два хода до злополучного шаха,то станет ясно, почему я его просмотрел. Слон f6 загораживал ферзю дорогу на g6, в то время как мой слон g2 прикрывал ферзя от шаха. Шах стал возможен только потому, что оба слона один за другим покинули свои позиции.

8. Смешение идей

Бывает так, что в положении можно избрать два различных плана игры. В этом случае нет ничего хуже, как пытаться проводить оба плана. Получается смешение идей, и ни один план не удается как следует выполнить. В четвертой партии моего первого матча с Н Д. Григорьевым, которая игралась 14-го июля 1919 года, после 22-го хода черных получилось следующее положение:

На этом закончу демонстрацию моих примеров. Все они подтверждают следующие важные на мой взгляд положения.

  • 1) Партии меняются, идеи остаются,
  • 2) Классифицировать шахматные идеи по их типам, родам и видам можно,
  • 3) Установление этой классификации уточнит шахматное искусство и поможет его изучению.

Может быть, многим названия установленных мною типов ошибок покажется слишком причудливыми и надуманными. Пусть так. Моей задачей являлось не разрешить проблему, а лишь поставить ее, не дать классификацию, а лишь доказать ее возможность. Разрешение же этой проблемы — работа многих лет. Ho я не сомневаюсь, что когда-нибудь она будет выполнена.

А. Ильин-Женевский. "Шахматный листок" №19, 1928 г

Все права на книгу принадлежат
Эсауловой Марфе Юрьевне.
Ничто из книги не может быть перепечатано, заложено в компьютерную память, или скопировано в любой форме - электронной, механической, фотокопии, магнитофонной записи или какой то другой - без письменного разрешения владельца.

All rights reserved. No part of this publication may be reproduced, stored in a retrieval system, or transmitted in any form or by any means, electronic, mechanical, photocopying, recording or otherwise, without the prior written permission of the copyright owner.

ШАХМАТЫ. ПСИХОЛОГИЯ АДРЕНАЛИНА

; Эсаулова Марфа Юрьевна, 2010 ;

Психология адреналина

До Предисловия

Курт фон Барделебен немецкий выдающийся шахматист выбросился из окна и умер, чемпион мира Вильгельм Стейниц страдал психическими заболеваниями, Рубинштейн сошел с ума, но играл в шахматы, робко прятался от соперника в углах игрового зала, Пол Морфи, Фишер закончили шахматную карьеру из-за психических травм, заболеваниями сердечно-сосудистой системы страдали Капабланка и Алехин (по одной из современных теорий – из-за воздействия эмоций на организм, стресса), в Англии девочка на детском шахматном турнире так побила соперника, что его сильно помятого и оцарапанного отвезли в больницу…
Беззубые дедушки шахматисты, которые во время игры ругаются матом в парках и скверах города Ялты…
Вопящие после проигрыша некоторые юные игроки, истерики…
Как не сойти с ума в шахматах?
В своей книге я попробую ответить на этот вопрос.

Предисловие

Кто я в шахматах и почему пишу книгу, хотя я не гроссмейстер?
Я далеко не гроссмейстер, и, как расскажу дальше, ночами не обдумываю планы, как стать гроссмейстершей!
Пусть всё идет своим путём!
Существуют серьезные научные исследования по психологии шахматистов. Измеряется адреналин и электрическое сопротивление организма, берутся анализы мочи до и после турнира… Проводятся всяческие тесты на определение «таланта» у шахматиста, рисуются умные графики, строятся таблицы показателей шахматистов, ведется сравнительный анализ партий и шахматистов, поведения игроков.
Все простое специально покрывается сетью цифр для придания значительности работ по исследования в области психологии шахматистов.
А я попробую детским языком сказать то, что взрослые говорят цифрами и научными терминами.

Не мы решили! За нас решили, что мы станем шахматистами!

Я начала играть в шахматы довольно поздно: в семь с половиной лет.
За две недели подготовилась к первому турниру, и выиграла восемь партий у девочек до восьми лет.
Выигрыш меня воодушевил, и я для себя поняла, что шахматы – слишком простая игра.
Дальнейшие игры шли почти так же легко, пока в девять лет я не получила второй разряд.
На втором разряде я проигрывала-проигрывала, пока случайным образом в Костроме не выполнила норму первого разряда.
На первом разряде, не повышая рейтинг, я «буксую» почти год, и сама удивляюсь – почему?
Оказывается, что шахматы не так уж и просты, как думается вначале, но, если уж потратила столько времени и сил, то придется продолжать играть.
Зачем? Этот вопрос ставят перед собой все, кто начал играть в шахматы.
Сначала мечты витают где-то около титула Чемпиона Мира, затем медленно опускаются вниз и заканчиваются на уровне «Я стану шахматным тренером».
Но, оказывается, что и шахматным тренером стать трудно, а хорошим шахматным тренером – большая редкость, и хорошие шахматные тренеры так же редко встречаются, как и Чемпионы Мира.
Но что поделать: за нас решили, что мы станем шахматистами, а мы ещё слишком маленькие, чтобы сопротивляться.
Считается, что ребенок должен начинать играть в шахматы с двух лет, а, если до шести лет не играл в шахматы, то после шести лет ему уже поздно садиться за шахматную доску.
В принципе, можно учить ребенка еще до рождения, в животе мамы, а когда родится, то сразу вложить ему в руки шахматную фигуру и шахматный учебник!
Если же ребенок не желает играть в шахматы, то хитрые взрослые применяют к нему метод «кнута и пряника»: за выигрыши поощряют, а за проигрыши ругают, лишают игры в компьютер, телевизора и так далее.
Почему-то родители и тренеры забывают, что педагог не должен заставлять, а должен делать так, чтобы мы сами желали играть в шахматы, развивали свои способности.
Самый популярный вопрос, который родители после проигрыша задают своим детям:
«Ну почему ты проиграл(а)?»
И тут же сами уверенно отвечают:
«Ты должен был выиграть»!
Но родителям невдомек, что в шахматной партии, кто-то выигрывает, а кто-то проигрывает, и ваш соперник тоже пришел с желанием выиграть, а за его спиной его родитель с тем же напутствием, как у вас: «Ты должен выиграть»!

Подготовку к турниру начинаем с анализа себя.
Мы знаем, что гениальные шахматисты не рождаются шахматистами, а рождаются обыкновеными детьми.
Шахматистом делает труд и родители!
Так, как маленькие дети не имеют сил и психологической подготовки для долгой игры в шахматы, длительного обучения, то на первых порах важную роль играют родители, которые учат ребенка шахматам.
Уже давно не секрет, что дети шахматистов-тренеров и шахматистов не ниже первого разряда, играют лучше детей, которые обучаются только в шахматных кружках и с родителями, которые имеют о шахматах только смутное представление.
Если родители слабо играют в шахматы, то и дети будут на первых порах играть плохо, и, наоборот, если родители знают толк в шахматах, то быстро в домашних условиях подготовят ребенка к турниру.
Это связано с тем, что мы, дети, самостоятельно не занимаемся, и, если дома нас не подгоняют, не заставляют, то вряд ли мы откроем шахматный учебник и начнем решать этюды.
Но, если нас обучает опытный родитель шахматист, то тут уже никуда нам не деться – волей-неволей мы научимся играть в шахматы.
Специалисты подсчитали, что из всей подготовки к турниру нам пригодится не больше пятнадцати процентов.
Это как бы означает, что остальное время мы потратили зря, если бы эти знания не пригодились нам в других играх.
Так может случиться, что ваши домашние заготовки не прошли, вы играли с противником в «другую» игру, не в ту, к которой готовились.
Но эту тяжесть и просчеты мы переложим на плечи родителей и тренера. У нас и других забот хватает, а старшие – они мудрее.
Тренер со знающими родителями обсуждает план игры, методы подготовки, а дитя только исполняет волю тренера и родителя, а иногда родитель и является тренером, что приводит к феноменальным результатам.
Вот мы и пришли к первому правилу для успокоения перед игрой:
Успокаивай себя, что ты раньше других начал заниматься шахматами, что у тебя папа (мама, брат, дедушка) шахматный тренер или перворазрядник, поэтому ты обучен лучше других. Восхваляй себя, что изучаешь шахматы по восемь часов в день, а другие ребята играют всего лишь по два часа в неделю.
Второе правило: успокаивай себя своими достижениями, говори, что ты ещё маленький, а у тебя рейтинг уже огромный или большой.
Вспомни сколько чемпионатов ты выиграл, как обыгрывал более старших ребят.
Достань свои грамоты и медали, ещё раз похвали себя, как ты легко всех обыграл, соответствено, обыграешь и в дальнейшем.
Третье правило:
Анализируй свои лучшие партии, и, если есть возможность, худшие партии противника.
Убеди себя на основе анализа партий, что ты играешь отлично, а твой противник допускает ошибки и играет безобразно.
Когда ты себя убедил, что ты играешь лучше других, то ты морально почти готов к турниру.
Заодно реши для себя: чем для тебя являются шахматы – искусством или борьбой.
Ели исскуство, то можешь проиграть партию и убедить себя, что играл красиво, а соперник играл некрасиво, просто ему повезло.
Если для тебя шахматы – борьба, то играй на победу, не думай о красивых ходах.
Шахматы для меня на этом этапе – борьба, и я всегда с недоумением смотрела на игроков, которые после проигрыша говорили:
«Главное – не победа, а – участие!»
Смешно, если бы так говорили солдаты на войне:
«Войну мы проиграли. Но главное – не победа, а участие в войне».
Но всё же: искусство или борьба?
Некоторым, особенно девушкам, хотелось бы, чтобы шахматы, ну, хотя бы чуть-чуть были искусством.
Всё же – борьба.
На вопрос, чем он считает шахматы: борьбой или искусством, знаменитый шахматист Магнус Карлсен ответил без раздумий. Шахматы для него – борьба.
Карлсен не спорит, что попадаются отдельные партии, которые можно причислить к искусству, но он в своих партиях не создает шедевры, а борется с соперником.
Даже, если ты перед турниром анализируешь свою проигранную партию, хотя отчаяно боролся на шахматной доске, то успокой себя вышесказанными словами Магнуса Карлсена.
Так и перед игрой скажи себе:
«Я буду играть красиво (или – Я буду бороться!), и меня не волнует результат.
Правило четвертое:
Сыграй с компьютером в шахматы.
Если ты обыграл компьютер, то скажи себе:
«Я обыграл компьютер, поэтому завтрашнего противника обыграю с легкостью.
Он же слабее компьютера».
Если ты проиграл компьютеру, то успокой себя:
«Я же не компьютер, а человек!
Завтра буду играть с хитростями, интуицией, которых нет у компьютера».

Самоуспокоение с помощью астрологии

Использование астрологии, парапсихологии и других как бы наук, при подготовке шахматиста к игре, и во время игры стало в последнее время не только модным, но и необходимым.
Даже, если не верите в чудеса и в экстрасенсов, то по крайней мере, ради моды, чтобы не выглядеть «серой вороной» обратитесь за помощью к астрологии.
Поучителен случайна Чемпионате Мира 1978 года, когда играл Чемпион Мира Анатолий Карпов и Виктор Корчной.
Отношения между противниками накалились еще до начала матча.
Шахматисты подавали протесты по любому поводу, вели психологическую борьбу.
Например, спорили по поводу флагов на столе, высоты и формы стульев, и даже цвета йогурта…
Но самый сильный психологический ход Анатолий Карпов сделал, когда пригласил в помощники доктора психологии Владимира Зухаря, который специально приехал в Багио в составе команды Карпова.
Во время игры Владимир Зухарь сидел в четвертом ряду зрительного зала и неотрывно смотрел на Корчного. Это нервировало Корчного и приводило в замешательство, и в конце концов он потребовал отсадить подальше парапсихолога, который якобы воздействовал на его мышление.
Советская команда отвергла это требование и выдвинула встречные. Так началась психологическая игра, в ходе которой Владимир Зухарь не раз менял свое место в зале.
Виктор Корчной тогда тоже пригласил своего парапсихолога, но тот не оправдал его надежд. Перед 17-й партией Корчной даже отказался начинать игру, пока Зухаря не пересадят подальше от сцены. Этот протест отнял у претендента те самые драгоценные минуты, которых ему потом не хватило, чтобы выиграть. В жестком цейтноте он сначала прошел мимо выигрыша, а затем проиграл.
Через несколько лет Анатолий Карпов заявил, что не верит, чтобы экстрасенс что-то внушил шахматисту…
Было ли все это просто способом измотать соперника, вывести его из равновесия или два ведущих шахматиста вместе со своими помощниками действительно серьезно относились к таким психологическим играм во время важнейшего матча?
Чемпион Мира Борис Спасский настаивал, что во время матча с Фишером он чувствовал на себе воздействие какого-то засекреченного генератора (или гипнотизера?).
Если у вас есть деньги, то смело можете привлекать для достижения побед в шахматах личного экстрасенса.
Если не поможет, то, по крайней мере, хуже не будет.
Когда нет денег для покупки услуг экстрасенса, то перед турниром обратитесь к астрологическому прогнозу: на себя и на противника.
Про себя вы должны все знать, а обращаетесь к прогнозу, чтобы подбодрить себя!
Гороскоп на противника делается быстро, в считанные минуты, поэтому вы можете сделать прогноз, даже если узнали фамилию противника за десять минут до матча.
По фамилии противника вы в интернете найдете его дату рождения.
Исходя из даты рождения узнаете, какой знак Зодиака ему соответствует.
Знак Зодиака в той или иной мере указывает на стиль шахматиста, на манеру игры.
Для примера возьмем данные о некоторых сильнейших шахматистах. Овен 21.03 - 20/21.04
Каспаров, Смыслов, Корчной, Боголюбов, Портиш, Найдорф.
Представители разных стилей игры. Если вы родились под знаком Овна, то можете сравнивать себя с великими шахматистами «Овнами».
Если же ваш противник под знаком «Овна», то успокойте себя, потому что Овен – не самый сильный знак для шахматиста.
Телец 21.04 – 20/21.05
Стейниц, Эйве, Шпильман, Лилиенталь, Колиш, Шифферс.
По стилю игры и потенциалу специалисты в «Команде Мира» поставили бы их во второй половине турнирной таблицы.
Близнецы 21/22.05 – 20/21.06
Карпов, Петросян, Яновский, Камский, Шорт, Рети.
Яркая «подборка»! «Близнецы» - удачный знак для шахматиста.
Рак 21/22.06 – 22/23.07
Морфи, Крамник, Андерсен, Широв, Видмар, Гельфанд.
Если вы рождены под знаком «Рак», то имеете возможность оказаться на верхушке турнирной таблице или в её конце. Убедите себя, что вы окажетесь наверху, а, если ваш соперник «Рак», то знайте – он проиграет турнир.
Лев 23.07 – 22/23.08
Ботвинник, Маршалл, Юдит Полгар, Котов, Романовский, Кавалек.
Рожденным под знаком льва астрологи не предсказывают особых успехов в шахматах, а наоборот…
Дева 23.08 – 22/23.09
Филидор, Цукерторт, Леко, Харузек, Сент-Аман, Рибли.
Астропсихологи скептически относятся к шахматистам, рожденным под знаком «Девы».
Весы 23.09 – 23/24.10
Рубинштейн, Пономарёв, Дурас, Файн, Дюбуа, Спилмен.
Опять же, не слишком удачный знак Зодиака для шахматиста. Проигрыш и последнее место вашему противнику обеспечены, если он родился под знаком «Весов». По, крайней мере, вы перед игрой так себя успокоите.
Скорпион 23/24.10 – 22/23.11
Алёхин, Капабланка, Таль, Чигорин, Гунсберг, Полугаевский.
Астропсихологи ставят «Скорпионов» на первое место в шахматном ряду. Если вы играете против, человека, который рожден под знаком «Скорпиона», то не отчаивайтесь, а успокойте себя, что Чемпионы рождаются под всеми знаками Зодиака.
Стрелец 22/23.11 – 21/22.12
Ананд, Пильсбери, Блэкберн, Тимман, Решевский, Белявский.
Рожденные под знаком «Стрельца» играют ровно. По оценкам астропсихологов – средний результат.
Козерог 21/22.12 – 20/21.01
Ласкер, Керес, Халифман, Паульсен, Горт, Тейхман.
Трудно придется шахматисту, рожденному под знаком «Козерог».
Водолей 20/21.01 – 18/19.02
Спасский, Бронштейн, Глигорич, Мекинг, Юсупов, Тайманов.
Непредсказуема игра шахматистов, рожденных под знаком «Водолей».
Рыбы 19/20.02 – 20/21.03
Фишер, Тарраш, Шлёхтер, Ларсен, Иванчук, Геллер.
Если вы рождены под знаком «Рыбы», то имеете высокие шансы на успех.
Астропсихологи по результатам исследования выставили вот какую линейку:
На первом месте – «Скорпион», на втором – «Овен» и «Рыбы», на третьем непредсказуемые шахматисты, рожденные под знаком «Близнецы» и «Рак», на четвертом месте - Телец, Стрелец, Козерог, Водолей, на пятом - Лев, Дева, Весы.
Если же вы опечалились, что родились не под «тем» знаком Зодиака, то расслабьтесь и еще раз просмотрите Чемпионов под «вашим» знаком. Если сыграете на уровне любого, то Первое место завтра вам обеспечено.
Помимо знаков Зодиака можно рассмотреть и стихии, и выяснить какая стихия вам покровительствует и что из этого следует для вас и для вашего противника.
Огонь - (Овен, Лев, Стрелец), Земля - (Телец, Дева, Козерог), Воздух - (Близнецы, Весы, Водолей), Вода - (Рак, Скорпион, Рыбы).
Стихия Огня даёт человеку повышенную активность, большой динамический заряд, способность к резким действиям, напору, проявлению лидерских качеств.
В шахматах это повышает предрасположенность к атаке, усиливает импульсивность при принятии решений и творческий подход.
Стихия Земли даёт склонность к основательности, внутренней устойчивости, конкретности и хорошему видению деталей. В шахматной игре это повышает склонность к анализу, стремление к позиционной игре и тщательной отработке дебютного репертуара.
Стихия Воздуха даёт обычно лёгкость переключения внимания, способность легко схватывать новую информацию или просто интерес к набору и обработке информации.
Стихия Воды повышает склонность к использованию интуиции, повышает чувствительность, неустойчивость психических реакций.
В шахматах выделенность этой стихии повышает склонность к комбинационной игре, усиливает непредсказуемость и неадекватность реакций.
Вода всё же побеждает, но человек в той или иной степени подвержен воздействию всех стихий: действие одних более выражено, а других - менее заметно!
В любом случае вы себя убедите, что и по знаку Зодиака и по Стихии вы – рождены шахматистом, а ваш соперник – даже, если он попал в «нужную» Стихию и рожден под «победным» знаком Зодиака все равно в чем-то окажется хуже вас.
Все же вы рассчитываете не только на помощь стихии и знака Зодиака, но и на свои силы. А также перед игрой успокойте себя всеми вышеперечисленными способами (что вы больше других занимались, ваши партии лучше, чем у соперника, у вас больше грамот и медалей, итп).
Вот теперь вы готовы к турниру и выйдете на игру в полной уверености в своей победе!

В шахматной партии, даже самый опытный игрок, если играет с равным себе по уровню, несколько раз проходит мимо выигрыша, как и его соперник.
Кто же побеждает? побеждает тот, кому больше повезет в данной партии.
Фактор везения имеет огромное значение в шахматах.
Так пусть же повезет нам.

ТУРНИР
Одежда

Первое, когда обращают внимание не только на шахматиста, но и на любого человека – внешний вид, одежда.
Почему-то люди, далекие от шахмат, полагают, что шахматисты неряшливо одеваются, не следят за собой редко причесываются.
Возможно, этим мнением не шахматисты как бы говорят себе:
«Я не умею играть в шахматы, но я хоть прилично выгляжу».
Многие шахматисты, мягко говоря, люди оригинальные, поэтому иногда, шутки ради потакают общественному мнению, и одеваются неряшливо нарочно.
Они тоже как бы отвечают своим внешним видом:
«Да! Я настоящий шахматист, я неряшлив, волосы мои не расчесаны, одежда висит кое-как.
Я ничто не замечаю, кроме шахмат, а внешний вид для шахматиста – не главное».
Не шахматисты в восторге, удовлетворены, говорят друг другу:
«Вот видите. Этот шахматный гений неряшлив, как мы и предполагали».
И невдомек им, что шахматист переиграл их в общественном мнении, привел свой внешний вид к их эталонам, а сам в душе посмеивается над чужой наивностью.
В наше время одеваться неряшливо трудно, почти невозможно, когда вокруг столько модной одежды.
Поэтому, чтобы иметь неряшливый вид нужно приложить немало усилий, гораздо больше, чем с опрятным видом.
Так кто же кого переиграл?
Шахматист и в жизни играет в шахматы, но в невидимые шахматы и радуется, когда выигрывает.
Обычно на турнир шахматисты одеваются, как в поход в кино – удобно, как всегда.
Реже – как в театр.
Девушка в вечернем платье на турнире или мужчина в смокинге – вызов, не меньший, чем нарочно подготовленная неряшливая одежда.
Самый простой выбор для шахматного турнира – спортивная одежда с шахматными эмблемами, символами, или – просто в клетку!
Разумеется, что мальчики и девочки должны одеваться на турнир по-разному, иначе среди младших школьников иногда трудно разобрать кто мальчик, а кто девочка.
Довольно часто слышны вопросы перед турниром, в толкучке, где и дети и родители:
«А это кто пошел? Мальчик или девочка?»
В силу своего возраста, с высоты девяти лет я не знаю всех нюансов, всех тонкостей одевания на турнир с целью психологического давления на противника.
Помню, как в первый год занятия шахматами играла против знакомого мальчика, который и по рейтингу и по уровню игры был сильнее.
Но мы играли Восьмого Марта, в Международный женский день, поэтому я оделась нарядно, сделала шикарную прическу, вообщем, приукрасилась к Празднику.
И игра шла неплохо, только в эндшпиле я допустила небольшую позиционную ошибку, после чего где-то на восьмидесятом ходу, в тяжелой борьбе проиграла.
И до конца партии я недоумевала молча:
«Как же это так? Он не обращает внимание на моё платье? На мои заколочки?»
До чего же мне было обидно, что мой соперник в этот Женский праздник не предложил ничью.
Более того, после своего выигрыша он очень обрадовался.
Не сдержал эмоций. А мог бы хотя бы сказать:
«Извини. Просто мне нужна была сейчас эта победа, поэтому я не предложил ничью».
После этой игры я стала интересоваться – как же реагируют мальчики на нарядную одежду своих соперниц.
Оказалось – никак мальчики не реагируют на внешний вид соперниц.
Ни наша одежда их не волнует, ни наши прически, ни заколочки и браслетики.
Ничего, кроме шахмат, мальчики во время игры не видят.
А нам, девочкам, обидно.
Судя по тому, что и в дальнейшем мужчины часто обыгрывают женщин в шахматы, и на Женские Праздники не предлагают ничьих – с возрастом шахматиста ничто не меняется.
Ни разу я не видела и не слышала, чтобы мужчина джентльмен, сделав первый ход, сдался и сказал сопернице:
«Девушка. Я склоняюсь перед вашей красотой!»
Но это только в сказках!
В психологическом аспекте мужчины игроки делают большую ошибку, когда не замечают внешний вид соперницы.
Небольшой комплимент по поводу одежды, прически, аксессуаров собьет шахматистку с нормальной игры на пять-шесть ходов.
За счет комплимента мужчина шахматист может получить перевес в дебюте, пока соперница радуется.
А в случае сомнительного эндшпиля, но с перевесом девушки, она может подарить ничью:
«Очень внимательный и культурный мужчина».
Совет мужчинам игрокам – сделайте вашей сопернице перед игрой комплимент.
К сожалению, девушка не может использовать то же самое оружие по отношению к мужчине сопернику, потому что нормальные девушки не хвалят внешность мужчины.
Если же вы похвалите его стиль игры, что он хорошо играет, то непонятливый мужчина на радостях приложит все усилия постарается вас обыграть, думая, что и за это вы его похвалите.
Так что девушки лишены этого преимущества перед игрой – преимущества сделать комплимент.
Но у девушек есть другое секретное оружие по рассеиванию внимания соперника – украшения.
Мужчины не носят ожерелий, кулончиков, оригинальных колец и браслетов, поэтому любое ваше украшение, возможно, рассеет его внимание.
Но, как я уже говорила, мужчины не обращают внимание на соперницу, так что ваши украшения могут порадовать только вас.
Возможно, в редчайшем случае, ваш соперник оценит ваш миленький кулончик, или ожерелье, но маловероятно…
Если же вы, девушка, играете против девушки, то и кулончики и браслетики и кольца будут замечены.
Надевайте изящные яркие браслеты, оригинальные колечки – тогда ваша рука, ваши украшения, когда вы беретесь за шахматную фигуру, на некоторое время выбьют вашу соперницу из шахматной игры.
Каждая девушка обращает внимания на украшения другой девушки.
Совет девушкам: обязательно надевайте браслеты, кольца на руки и кулончики или ожерелья на шею.
Украшения отвлекают соперницу.
Помните, если вы по той или иной причине не сделаете этого, то будете во время игры думать:
«Ах, какие прелестные украшения у моей соперницы, а я, ничего не надела. Глупая».
Украшения и одежда имеют и другой важный психологический аспект – они слегка отвлекают вас от предстоящей партии, не дают время на «накручивание нервов», снимают стресс.
Даже, если вы проиграете, то проиграете спокойно, без особой предварительной нервотрепки, и скажите себе:
«Анализ партии я проведу позже, но знаю: сегодня мой внешний вид радовал меня».
Разумеется, что все эти хитрости с одеждой, украшениями, комплиментами могут показаться кому-нибудь смешными, незначительными, и вам скажут:
«Главное, как вы играете. А внешний вид и все остальное не имеет значения».
Но тогда почему даже Чемпионы Мира так тщательно следят за всем, что, якобы не имеет значения.
Вспомним протесты во время матча Карпова с Корчным, когда обсуждались и высота флажков и цвет йогурта.
Всё имеет значение, особенно внешний вид.
Представляете, если ваш соперник придет в лохмотьях – как это отвлечет ваше внимание от игры.

Личность и манеры соперника
Здесь я расскажу на что нужно обращать внимание, но ни в коем случае не поступайте так, как поступает соперник.
За одной стороной шахматной доски сидите вы, за другой – человек, которого называют соперником, оппонентом или противником.
Как бы вы хорошо не относились к вашему товарищу, игроку, но во время игры, особенно, если вы проигрываете, некоторая доля обиды и неприязни всё-таки возникнет.
Разумеется, если вы выигрываете, то вы благодушны, радостны… но представьте, как в это время зол на вас ваш соперник…
Если юные игроки в большинстве случаев злят противника не намеренно, то многие взрослые шахматисты используют всё, чтобы вывести соперника из состояния равновесия.
Явно никто не досаждает оппоненту, поэтому многие используют как бы невинные приемы, за которые судья не сделает замечания и никто другой не осудит.
Сначала расскажу, как раздражают некоторые манеры юных противников.
Ваш соперник сопит, часто оглушительно сморкается в носовой платок, чихает, кашляет, ёрзает, напевает песенки, со скрежетом чешет затылок, вскакивает с места, при этом стул отодвигается с грохотом.
Иногда противник как бы случайно задевает вас и ваши вещи, что очень неприятно, но опытный соперник тут же извиняется:
«Извини, что ударил тебя по руке – нечаяно.
Извини, что ногой под столом ударил тебя по ноге – нечаяно.
Извини, что смахнул со стола твою бутылочку с водой – нечаяно».
Очень часто ваш противник начинает с вами разговаривать.
Судьи уже устали от детской болтовни на детских турнирах, поэтому не всегда успевают отреагировать и сделать болтуну замечание.
Болтовня соперника сильно отвлекает, иногда её трудно остановить, так что прибегайте к, хотя не совсем вежливому, но испытанному:
«Заткнись».
Это, конечно, если разговор вам не нравится. Если же вы сами не прочь побеседовать на интересную тему, то отвечайте и тихо беседуйте, снижайте нервное напряжение.
Но первым разговор не заводите.
Часто в начале игры ваш соперник использует прием – «Давление на психику авторитетом».
Он спрашивает какой у вас разряд, рейтинг и, если у него рейтинг выше, то откидывается на спинку стула и говорит:
«Я тебя обыграю».
Начало шахматной партии иногда становится похожим на реслинг, когда партнеры устрашают друг друга.
Другая нервотрепка - если противник проигрывает, безнадежно проигрывает, то часто тянет время.
Он делает пустые ходы, ждет, когда у него закончится время – тогда со спокойной совестью скажет родителям:
«Я проиграл, потому что у меня закончилось время».
Наивные родители или бабушка успокоятся, потому что одно дело – если их ребенок получил мат, и совсем другое – если проиграл по времени.
Проигрышу по времени найдется тысяча оправданий.
Еще важно потянуть время, и потому, что родители после быстрого проигрыша часто задают вопрос:
«Почему так быстро проиграл?
Почему долго не боролся?».
Также в процеcсе игры ваш соперник может тысячу раз предлагать ничью.
Не обращайте внимания на мелочи, потому что вы пришли побеждать.
Это всё недозволенные приемы, которыми иногда пользуются на детских турнирах.
Один мальчик перед турниром принес какую-то ерундовину и предложил сопернице, чтобы она сдалась, а он ей подарит эту штуку. Я не видела «подарок» издалека: то ли заколочка, то ли расческа. Девочка в ответ на «щедрую взятку» отказалась проигрывать, и сунула под нос взяткодателя фигу…
Взрослые игроки – более хитрые, поэтому методы выведения из равновесия, хитрости иные, замаскированные.

Обман во время игры

Ваш соперник подставляет фигуру под бой, затем хлопает себя ладошкой по лбу, или преувеличенно громко сопит и, якобы переживает, что «зевнул».
Вы радостно быстро берете беззащитную фигуру и… получаете мат.
Вас обманули самым простым способом – противник нарочно сделал вид, будто «зевнул», а вы поверили.
Но на этот обман попадаются только очень неопытные игроки, в основном дети и то – пару раз.
Во «взрослых» или «продвинутых» шахматах идет более хитрая психологическая игра.
Чуть слышный вздох, якобы сожаления, быстрый настороженный взгляд и так далее.
Вам нужно определить: действительно ли ваш соперник «зевнул» или обманывает вас.
Тут вы даже можете построить обман на обмане.
Если вас, действительно, обманывает соперник, нарочно подставил фигуру под бой, готовит себе выигрышную, с его точки зрения, комбинацию, то проанализируйте ту комбинацию.
Если комбинация плохая, и вы можете получить перевес, нашли в ней слабину, то сделайте вид, что не заметили обмана, сходите так, как желает противник, но затем переиграйте его в задуманной им же комбинации.
Желательно, чтобы вы изучили манеры противника, или знали его психологические приемы.
Если ваш противник, который обычно играет затяжную позиционную осторожную игру, вдруг ни с того ни с сего пошел в лихую атаку, или «зевнул» фигуру, то в этом вероятен обман, ловушка.
Или, наоборот, остро атакующий противник, вдруг затеял «мутную» позиционку – наверняка приготовил для вас ловушку и ждет, когда вы сами в неё попадете.
Это «гадание» по игре, но также следите за поведением соперника, за выражением глаз.
Если в «детских» шахматах противник удивленно восклицает, например, если вы играете не тот дебют, на который он расчитывал, то во «взрослых» шахматах соперник может лишь недоуменно быстро взглянуть на вас осуждающе.
Вы поймали его взгляд и поняли, что он расчитывал на иное начало партии.
Если же ваш соперник запаниковал, а вы не видите причины для беспокойства в спокойной игре, то внимательнее изучите позицию – вдруг, ваш соперник увидел свой проигрыш, а вы его ещё не заметили.
Но опасайтесь, потому что можете попасть в ловушку, вас обманут, как я уже выше сказала.
Движение пальцев, глаз, походка, нервное почесывание в различных местах, - всё может выдавать волнение вашего соперника.
И вам остается только распознать: волнуется ли он от предвкушения своей близкой победы, или нервничает от неизбежного проигрыша.
Иногда трудно распознать: соперник волнуется сам по себе, не замечая вас, или, наоборот, делает вид, что волнуется, и под этой маскировкой старается вас нервировать.
Например, ваш соперник ставит фигуру не в центр клеточки, а на границе клеток, почти непонятно, где она стоит.
Волнуется ли ваш соперник в этом случае, не замечает, куда поставил фигуру, или нарочно так поставил, чтобы сбить вас с толку и немножко понервировать.
Или другой пример: соперник берет фигуру в руку, ту фигуру, которой сделает ход, но долго не ставит фигуру на доску, словно размышляет куда поставить, хотя уже решил давно.
Болтание фигуры в воздухе над шахматной доской тоже нервирует, вы гадаете – куда же он её поставит.
Опять не понятно: нарочно или не специально долго размахивает фигурой?
Маленькие хитрости, которые никто не запрещал, но часто они не этичны.
Ваш соперник пристально смотрит вам в глаза, или бесцеремонно расматривает.
Минута, десять минут, час… «Может быть, хватит пялиться?»
Так и хочется сказать словами из кино:
«Что вы на меня так смотрите? Дыру протрете!»
Но с другой стороны: вдруг, ваш соперник настолько погружен в свои мысли, увлечен игрой, что не замечает ничего.
Он смотрит на вас, но в упор не видит, потому что анализирует партию. Как бы смотрит не нарочно.
Но вы тоже не виноваты, даже, если не нарочно, то вас всё равно нервирует.
Существуют и приятные моменты во время турнира, вроде бы отвлекающие, но никого не обижающие.
На Первенстве Москвы среди девочек до десяти лет одна девочка после первой победы принесла и поставила на стол рядом с собой игрушку «Любимец-головотряс», по крайней мере я их так называю.
Очень миленькие игрушечки. Муси-пуси.
После второй победы на столе уже стояли два прелестненьких «головотряса», после третьей победы – три.
Пример оказался заразительным.
Другая девочка тоже принесла любимые игрушки, но уже очаровательных лошадок «Пони», принесла с авансом на будущие победы – целых семь штук, хотя было сыграно только пять партий.
И никого миленькие игрушки не отвлекали, а радовали.
Думаю, что, если бы мужчина принес и поставил на стол во время соревнований то, что нравится мужчинам, то на него никто бы не обиделся, никто бы не нервничал, а, наоборот, приняли бы шутку с благосклонностью.
Шахматы – добрая игра, праздник, и не нужно превращать её в побоище.

После партии

Подведем итог: как сохранить психику во время подготовки к шахматному турниру и во время игры.
Внушайте себе, что вы лучше вашего соперника (старше, раньше начали заниматься шахматами, у вас тренер лучше, вы занимаетесь больше часов в день, чем ваш соперник, у вас больше грамот и медалей, у вас астрологический прогноз на шахматы лучше, чем у противника и так далее.).
Вы знаете уловки шахматистов, знаете как шахматисты выводят из себя друг друга, поэтому не попадетесь на эти уловки, а попытки вашего противника расшатать вам нервы будут смешны для вас.
Вы увидите, что противник вас боится, поэтому применяет недозволенные меры.
А, если боится – значит проиграет, значит слабее вас.
После партии – напомните себе, что это не последняя партия в вашей шахматной жизни, что будут другие, а эта партия – всего лишь маленькая ступенька.
Если выиграли, то сдержано молча идите домой, а дома – кричите и прыгайте от восторга – вы это заслужили… и не испортили себе нервы.

Психология шахмат

Человек, это существо, которое на 80% движим эмоциями и только на 20% логикой. Попадая в ту или иную ситуацию, в первую очередь мы ощущаем эмоциональную реакцию нашего организма, и только когда первый всплеск проходит, включается наш мозг. В некоторых случаях именно эмоции помогают принять нужное и правильное решение, но чаще всего в напряженных и стрессовых ситуациях они нам не советчики. Психология - это достаточно тонкая сфера деятельности нашего организма и ею необходимо научится управлять, особенно когда дело касается такой настольной игры как шахматы.

Психология шахмат - это та область, которую стараются изучить и понять многие ученые. Для этого они анализируют не только игру, но и самих игроков. Шахматы - это логическая игра. В ней необходимо угадывать стратегию соперника, просчитывать наперед по нескольку ходов. Эта настольная игра является одной из самых популярных и одной из самых сложных. Что бы достичь победы нужно приложить максимум усилий. Партия в шахматы может длиться достаточно долго и многие специалисты сходятся на том, что для победы важна не только прекрасно отработанная стратегия. Но и позитивное психологическое мышление, а также умение принимать быстрые решения в тех ситуациях, которые выходят за рамки так хорошо продуманного плана.

Психологический тренинг

Психологический тренинг очень важен для игрока в шахматы. Дело в том, что если этот момент не учесть, то психика игрока может значительно пошатнутся. Когда он снова и снова будет попадать в ситуации, которые не вписываются его стратегию. Если к таким моментам человек не бывает психологически подготовлен, то это его застает врасплох, выбивает из колеи, игрок теряется и победа ускользает у него из-под носа. Современная психология шахмат говорит о том, что необходимо подготавливать себя к различным ситуациям, быть оптимистом, но в тоже время не исключать возможности поражения. Последний аспект особенно важен. Многие люди, которые играют в шахматы, изначально являются перфекционистами. Таково мнение ряда ученых. Они считают эту игру идеальной в плане математических расчетов и логического мышления. И когда у них не получается соответствовать уровню этой игры - получить победу, то это приводит их к депрессии. Поэтому всем, кто решил играть в шахматы и кто хочет получить от процесса удовольствие, а не головную боль и нервный тик, необходимо тренировать свою психологическую устойчивость. Как это сделать? Поэтапных шагов или методик вам не расскажет никто. Просто потому, что в готовом варианте их нет и для каждого они индивидуальны. Но благодаря опыту игроков, вы сможете найти для себя оптимальный вариант.

В продолжение темы:
Развитие ребенка

Трудолюбивым - яркий свет горит по жизни, ленивым - тусклая свеча Построение выкройки основы – САМЫЙ ПОНЯТНЫЙ СПОСОБ (для начинающих) Добрый день! Я бы даже сказала...

Новые статьи
/
Популярные