Всех ли детей можно научить учиться. Как заставить делать уроки ребенка - советы психолога

Всё чаще и чаще мы слышим слова: дети спасут человечество. Этот мотив вечен. Он и в поступи "Сикстинской мадонны", и в светской философии Ф. Достоевского, Л. Толстого, в русской литературе. И в сегодняшней борьбе за выживание человечества.

Ребёнок – это мера всех вещей. Первообраз добра и красоты. Поэтому знаменитое "красота спасёт мир " звучит, как дети спасут мир.

Дети – наше будущее. Наши потенциальные возможности и наши человеческие идеалы в будущем.

Что же такое детство? Каков путь ребёнка к гармонии?

"Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш" (В. А. Сухомлинский)

Детство – особое психическое состояние, говорят философы. Это человеческое состояние полно неукротимой энергии, наполнено игрой физических и интеллектуальных сил. И энергия здесь особенная – энергия роста. Энергия земного побега. Энергия неодолимости.

Ребёнок живёт, а не воспитывается. Чем ярче его жизнь, тем больше положительных эмоций, тем полноценнее и здоровее воспитание.

И эта энергия нередко творит беды. Достоинства, различные увлечения и потребности способны обернуться своей противоположностью и привести к дисгармонии отношений детей с взрослыми. Возникшие противоречия между детьми и родителями не проходят бесследно, могут сопровождаться своего рода кризисами, нравственными потрясениями, страданиями. И здесь задача взрослых: педагогов, родителей – находить разумное разрешение конфликтов.

Вообще-то ребёнок сам творит своё воспитание. Но помочь ему ставить перед собой задачи и сверхзадачи призван взрослый человек, наставник, старший товарищ, родитель или педагог.

Но какие же задачи в первую очередь должны решать взрослые и дети?

Первая – забота о здоровье. О здоровье физическом, психическом и нравственном. Здесь всё связано. Неотделимо. Психические расстройства, нервные срывы и даже детские самоубийства во многом зависят от большой, порой ненужной загруженности школьников учебными занятиями, принижения их человеческого достоинства в школе и дома, от разобщённости в детской среде, которая нередко предъявляет жестокие и несправедливые требования к личности ребёнка. (Пример из своей практики.)

В литературе на темы воспитания есть немало писем самого разнообразного содержания. Вот одно из них:"Мой ребёнок боится ходить в школу. Она ему ненавистна. Месяц назад ему вымазали пальто масляной краской. А вчера на уроке труда ему облили ацетоном шнурки на ботинках и потом подожгли их. Сын кричал, а все дети хохотали. И самое ужасное случилось дома: отец увидел испорченную обувь и избил сына…"

К сожалению, подобные случаи нередки. Дети не защищены от авторитарных средств воздействия ни в школе, ни дома. Авторитарный характер отношений, жестокость и разобщённость создают дискомфорт в душах детей, отрицательный психологический климат в классном коллективе, что всегда очень скверно воздействует на психическое состояние учащихся и явно мешает успешному обучению.

И здесь нужно выделить вторую задачу – заботу о нравственно-волевом воспитании детей.

Важно, чтобы каждый ребёнок школьного возраста составлял свой план жизни, в котором непременно были бы элементы общего и профессионального развития, занятия спортом, трудом, искусством. И непременно – сверхзадача. Непременно испытание: что я могу? На что я способен? Есть немало семей, где детям помогают ставить и достигать различные увлекательные цели. Учат, может быть, самому главному в жизни – дорожить временем. Считать каждую минуту. Постоянно спрашивать у себя: а что я сделал? Чего я достиг? и как же здесь необходимо единство взрослых и детей! Единство как сотрудничество!

Опыт семейного воспитания семьи Никитиных замечателен не только тем, что дети школьные курсы освоили на три – четыре года раньше своих сверстников, а тем, что сэкономленное время расходовали на укрепление здоровья, на чтение литературы, на участие в производительном труде.

Так старший сын часто по выходным выполнял заказ завода – делал электронные выключатели, а младшие красили кубики для фабрики игрушек, за что получали денежное вознаграждение.

Если ребёнок с детства и до 12 лет не включён в систему реальной ответственности, в реальный производительный труд и частичное самообеспечение, он непременно, как это имеет место в жизни, вырастет инфантильным, неприспособленным, безвольным человеком. Среди молодёжи часто встречается немало растерянных, слабых духом людей: они-то и тянутся к наркотикам, алкоголю, лёгкой и праздной жизни.

Правильная организация учебной работы включает в себя ряд моментов, касающихся внешних и внутренних условий деятельности. К внешним условиям относятся правильно организованный режим дня, оборудование места для занятий, определение оптимального порядка приготовления уроков на каждый день и на всю неделю. К внутренним условиям можно отнести умение быстро включаться в работу, вести её не отвлекаясь и в хорошем темпе, привычку садиться за уроки вопреки желанию погулять, поиграть, послушать музыку и т. д. Конечно, это перечисление не исчерпывает все моменты, так или иначе влияющие на процесс обучения. Я остановлюсь на тех, которые обычно игнорируются взрослыми или являются источником грубых психологических ошибок.

Возьмём такой пример.

- У моего сына вечно не хватает времени для уроков. Проводит над книгами часа по три, по четыре и еле-еле успевает приготовить задание .

Мальчик учился в пятом классе. Можно объяснить этот случай тем, что пятый класс является переходным к средней ступени обучения, что именно здесь происходит переход от начального обучения к систематическому изложению наук; что резко возрастает сложность и объём изучаемого материала; что старых учебных приёмов, которые оправдывали себя в начальной школе, становится недостаточно и требуется помочь школьнику овладеть новыми приёмами, позволяющими усваивать всё больший и больший объём информации.

Но оказалось, что в приведённом примере была совсем другая причина. Это неумение школьника регулировать собственное поведение. Иными словами, недостаточно развитое умение управлять своим поведением препятствует полноценному формированию учебной деятельности и, как следствие, успешному обучению.

Случай этот не столь редкий, к сожалению. Он встречается и у пятиклассников и у более старших ребят. (Примеры из практики )

Следовательно, чтобы школьник легко и успешно учился, надо научить его учиться – то есть научить организовывать не только свою внутреннюю умственную деятельность (в процессе которой и происходит усвоение новых знаний), но и своё поведение (чтобы внутренняя умственная работа проходила как можно более успешно).

Что же может учитель посоветовать родителям, если их сын или дочь не могут усадить себя за уроки? На этот вопрос можно ответить только так: предстоит долгая и нелёгкая работа по формированию у школьника качества произвольности – умение управлять собственным поведением, чтобы человек стал хозяином своих желаний, а не наоборот.

1) Лото, шашки, домино и т. п. игры, где играющий должен поддерживать произвольное внимание.

2) Очень полезно бывает для ребёнка выполнять какое-то дело вместе с взрослыми. Какое именно – не так уж важно. Необходимо только, чтобы это дело выполнялось быстро, весело, без предварительной раскачки, и без томительных пауз. Можно вместе убирать посуду: взрослый моет, ребёнок вытирает; читать книгу - страницу взрослый, страницу он; что-нибудь прилаживать или чинить - папа работает, а ребёнок подаёт ему гвозди, молоток, отвёртку.

Пусть на первых порах посуда будет плохо вытерта, а книгу придётся читать совсем не интересную для старших. Ничего страшного. Зато в ходе такой совместной работы школьник приобретает умение сосредоточиться на выполняемом деле.

Важно также выработать у ребёнка привычку быстро переключаться с одного дела на другое.

Если его зовут кушать, он должен немедленно прекратить свои дела и идти к столу.

Конечно, ребёнок есть ребёнок. И деловитость не может быть основной чертой школьника. Не надо требовать, чтобы он всё время ходил "по струнке". Пусть у него обязательно будет свободное время, когда школьник предоставлен самому себе и никто его не "регулирует". Но очень важно приучить детей отделять свободное время от времени, когда он занят чем-то серьёзным, не путать дело с игрой, не превращать одно в другое.

Вспомните, когда ваши дети были дошколятами. Сколько раз приходилось видеть, как, сев за стол, ребёнок не столько ест, сколько строит из каши на тарелке какие-то домики и фигурки. А родители не обращают на это внимания. Пришёл с прогулки, начал снимать сапожки – и пошёл скакать на одной ноге по комнате: ах, как смешно болтается полуснятый сапог. Пошёл в ванную мыть руки и заигрался с зубными щётками. Родители не должны быть пассивными наблюдателями таких сцен. Иначе то же самое будет твориться и потом во время занятий, когда станет школьником.

Надо приучить ребёнка всё необходимое делать с первого же напоминания, ни на что не отвлекаясь.

3) По мере взросления школьника можно ему давать самостоятельные поручения, а потом эти поручения постепенно перевести в постоянные обязанности. Он может ходить за хлебом или газетой, подметать пол, водить в детский сад младшего братишку или сестрёнку, в более старшем возрасте – чинить перегоревший утюг, поправлять замок, убирать в доме, делать покупки в магазине, платить за квартиру и телефон, стирка, мытьё полов и многое другое.

Это помогает не только овладеть тем или иным умением, но и усвоить "взрослый" стиль жизни: браться за работу без промедлений, делать её не отвлекаясь, добросовестно.

Нельзя забывать о том, что умение управлять своим поведением – это целостное свойство личности, и выработать его в каком-то одном виде деятельности, например, только в учёбе, невозможно.

Не надо думать, что у школьника, кроме учёбы, не должно быть других обязанностей. Это обычное родительское заблуждение. Человек, который должен в течение дня сделать много дел, привыкает ценить время, заранее рассчитывать, когда и что он должен сделать. Он приступает к делу без проволочек и работает не отвлекаясь. Избыток свободного времени, напротив, приучает человека разбрасываться им.

Несколько слов о режиме занятий

Казалось бы, не всё ли равно, в какое время школьник готовит уроки, лишь бы задания были тщательно выполнены. Однако это далеко не так. Специальные обследования, проведённые среди учащихся всех ступеней обучения, показали, что, как правило, отличники и хорошие ученики имеют твёрдо установленное время для приготовления уроков и постоянно его придерживаются. И, напротив, среди слабых учеников много таких, которые занимались без режима. Это, конечно, не случайно. Воспитание привычки к систематической работе начинается с установления твёрдого режима занятий, без которых не могут быть достигнуты серьёзные успехи. Поначалу это требует определённых усилий со стороны школьника. Но постепенно вырабатывается привычка, и всё становится значительно проще. Кроме того, хорошо известно, что ученик, привыкший заниматься в одни и те же часы, не только чувствует приближение этого времени, но, более того, у него появляется к этому времени осознанное или неосознанное предрасположение к умственной работе. А это также очень важно. Чем старше школьник, тем более прочна у него привычка заниматься в одни и те же часы. Такие учащиеся приступают к работе быстро, без промедлений.

Надо сказать, что само слово "режим" почему-то пользуется нелюбовью у многих учеников. Ребята старших классов обычно уже умеют распределять своё время, и вмешательство взрослых тут требуется не так уж часто. А вот для младших и средних школьников твёрдый режим, установленный с помощью взрослых, может сыграть свою положительную роль.

Я не буду останавливаться на тех, других факторах, которые играют немаловажную роль в успешном обучении школьника (место для занятий, в каком порядке учить уроки, планирование домашних заданий, контроль и самооценка). Наверняка эти вопросы уже освещались в нашем лектории раньше.

А теперь перейдём к раскрытию последних задач. Третья задача – забота о воспитании чувства хозяина, гражданина, созидателя. Решается она, прежде всего, в процессе трудового воспитания.

В своей книге "Сердце отдаю детям" В.А.Сухомлинский писал:"Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, даёт радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоления трудностей, открывает всё новую и новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека. Радость труда – могучая воспитательная сила. В годы детства каждый ребёнок должен глубоко пережить это благородное чувство".

В школе эта задача частично решается на уроках технологии, через работу на монастырских полях, на пришкольном участке.

А вот дома!? Все ли вы, родители понимаете важность трудового воспитания и привлекаете своих детей к посильному труду? К сожалению, не все.

Четвёртая задача – забота о повышении общей культуры школьников, в частности, средствами эстетического воспитания.

В настоящее время в нашей стране в сферу эстетического воспитания (музыка, живопись, дизайн, хореография, художественные работы с металлом и деревом, керамика), как и в техническое творчество, вовлечено не более 10% школьников. Зарубежные и наши исследования установили, что качество выпускаемой продукции во многом зависит от эстетической развитости рабочего, инженера, техника. Именно поэтому регулятором эстетического воспитания в Японии, США, Германии стал экономический рынок. Поэтому в Японии отводится только на одно рисование до 12 часов в неделю, в США – 3 часа, а у нас 1 час в неделю с первого по шестой класс. Надо ли говорить о том, что буржуазия зря средств не швыряет на образование, а даёт рабочему ровно столько знаний, сколько может обеспечить конкуренцию и прибыль.

Эстетическое воспитание, общая культура молодого человека – это та почва, на котором строится духовно-нравственная жизнь людей.

Один мудрый старец сказал как-то: "Чего там мудрить с воспитанием. Всё очень просто - наполняйте душу ребёнка прекрасным – и он будет воспитан".

Здесь нельзя не согласиться с самим принципом – воспитывать на прекрасном, на высоком. Приобщать человека к сочинительству, к творчеству, к чтению и перечитыванию хороших книжек – это метод, и ещё какой!

Ребёнок не может развиваться без фантазии, без мечты, без трепетной нежности, которые заложены в художественном творчестве.

"…Ребёнок, - говорил В. Сухомлинский, - по своей природе пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении делать добро людям. Населяя окружающий мир фантастическими образами, создавая эти образы, дети открывают не только красоту, но и истину".

Одна из важнейших задач родителей и школьного образования – это воспитание ума.

Существует такая точка зрения о воспитывающем обучении, дескать, само обучение воспитывает, формирует личность. В известном смысле это так, ибо само содержание образования действительно является мощнейшим средством развития личности. Но всего лишь средством. В воспитании всё будет зависеть от того, кто и как пользуется этим средством.

Да, разумеется, если это средство правильно используется, если его освоение будет связано с развитием творческих задатков, с демократизацией жизни школы, с самовоспитанием и с самодеятельностью школьников.

Сегодняшний научно-технический прогресс не может быть выигран без школы. Доказано: эстетически развитой человек не способен производить продукцию плохого качества. А здоровье человека едва ли не главнейшая проблема наступившего века. И такого рода заболевания в детском возрасте, как ухудшение зрения, желудочно-кишечные, сердечно-сосудистые и нервные заболевания - результат зряшной, никчёмной загруженности детей. Толочь воду в ступе никто не пробовал. А дети выносят всё. Несомненно, что всё это отрицательно сказывается на способах освоения знаний.

Отсюда вытекает шестая задача – забота об экологическом воспитании.

"Экология детства" - термин этот возник не так давно. Дети неотделимы от природы. Вырвать их из её лона, заключив в асфальт, бетон, захламленные программы и учебники, - значит погубить их энергию, силу, юность.

Дети тянутся к игре, к состязаниям не потому, что в них заложены разрушительные инстинкты, а потому, что это их естественное состояние роста.

Ребёнок является частью природы, поэтому и воспитание его должно быть предельно приближено к природе, воздуху, траве, движениям.

Все усилия взрослых (родителей, учителей) направлены на крохотную часть человеческого организма – на мозг. Мы пичкаем ребёнка книжками, музыкальными звуками, красками, прививаем манеры – всё это в отрыве от живой природы лишь уродует человеческую личность, высушивает её жизненные силы, уничтожает сопротивляемость организма и то, что заложено в самом существе детскости.

В общении с детьми всегда должны перекрещиваться, если можно так сказать, два начала: духовно-творческое, идущее от культуры, и экологическое, идущее от природы.

Зелёные холмы, сочная поросль, бархатистость полей, тёплая земля, шершавость стволов, звенящие ручьи, ясное небо, счастливые песни – всё это, оказывается, имеет прямое отношение к воспитанию. Всё это соединяется с детской душой, является частью её жизни.

Детское сердце нуждается в одухотворении не только силами природы, но и силами культуры.

Игра на вольном просторе обнаружила самое разное в детях, их живую пытливость, ловкость и сноровку, раскованность и бесстрашие, нежность и беспощадность. Они состязались в благородстве. Здесь не было скидок на возраст, разум, на силу или слабость, здесь властвовал закон игры: вольный, справедливый.

"Детские годы, тот возраст, который мы, взрослые, считаем возрастом беззаботной радости, игры, сказки, - это истоки жизненного идеала. Именно в это время закладываются корни гражданственности. От того, что открылось ребёнку в окружающем мире в годы детства, что его изумило и восхитило, что возмутило и заставило плакать – не от личной обиды, а от переживания за судьбу других, - от этого зависит, каким гражданином будет наш воспитанник. Перед взором ребёнка открывается многогранный мир с его противоречиями и сложностями, в нём дети видят красоту и уродство, счастье и горе. Всё, что происходит в окружающем мире, всё, чем жили люди в прошлом и чем живут сейчас, дети разделяют на добро и зло. Чтобы заложить в годы детства основу человечности и гражданственности, надо дать ребёнку правильное видение добра и зла". (В. А. Сухомлинский)

Тема сегодняшнего лектория очень актуальна. Она касается как педагогов, работающих в школе с детьми, так и родителей.

Воспитание тех качеств личности ребёнка, о которых я говорила, несомненно, будет способствовать более успешному усвоению школьных программ.

Создание в классе и дома спокойной обстановки, доброжелательность и взаимопомощь – тоже необходимые слагаемые успеха. Дети раскованны, свободны, никакого страха в ожидании вызова, работают активно и с удовольствием, потому что внимание учителя сосредоточено не на ошибках и промахах, а на удачах и победах, пусть самых маленьких.

Именно такие уроки сотрудничества, на которых у всех всё получается, и рождают чувство успеха в учении, желание и готовность решать всё более трудные задачи, идти вперёд по дороге познания.

Это в идеале. А в обычной школьной жизни много нюансов, мешающих плодотворному сотрудничеству учителя и ученика. (Примеры из практики )

Конечно, проблема умения учиться очень сложна. Возникает она с момента поступления ребёнка в школу и часто сохраняется вплоть до старших классов. В качестве задачи совершенствовать свои учебные навыки она не снимается в течение всего времени, пока человек учится.


© Все права защищены

"Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения".
Г. Лихтенб

Как научить ребенка учиться? В качестве главного условия я рассматриваю выбор и реализацию соответствующих технологий. (Слайд 1)

Такой педагогической технологией считаю систему развивающего обучения Образовательную программу "Школа 2100", которая открывает широкие возможности в достижении знаний, как перед учениками, так и перед учителем. Данная система позволяет создать ситуацию успеха для каждого ученика, обеспечивает возможность для творчества "неуспешных" учеников, побуждает каждого к поиску альтернативных решений. (Слайд 2)

Приоритетом обучения должно стать не освоение учениками определённого объёма знаний, умений и навыков, а умение школьниками учиться самостоятельно , добывать знания и уметь их перерабатывать, отбирать нужные, прочно их запоминать, связывать с другими. Только так у школьника может появиться подлинный интерес к познанию. И если мы сейчас поможем ученикам развивать потребность в знаниях, научим приобретать их, то эти важные качества останутся с ними по окончании школы.

Поэтому тема моей методической проблемы - "Личностно-ориентированное обучение на основе УМК "Школа2100", который является одним из комплектов, обеспечивающим условия для реализации принципов личностно-ориентированной педагогики, где ребенок является субъектом учебного процесса, и ему создаются условия для выбора деятельности. (Слайд 3)

Личностно-ориентированное обучение предполагает: признание ученика основным субъектом процесса обучения, развитие индивидуальных способностей ученика, выявление и структурирование субъектного опыта ученика, целенаправленное развитие его личности в процессе обучения, создание условий для проявления познавательной активности.

Одним из главных средств достижения этих целей является создание личностно-ориентированных ситуаций. Личностно-ориентированная ситуация - один из центральных моментов личностно-ориентированного урока, механизм его реализации. Она рассчитана на то, чтобы затронуть личностные структуры сознания, личностный опыт школьника, поэтому в рамках личностно-ориентированной ситуации предлагаются вопросы и задания, обращённые к ученику лично, к его актуальным интересам. Она помогает так преобразовать процесс обучения, чтобы изучение учебного предмета не превратилось в зубрёжку, а поставило школьника в новые условия, требующие от него такого поведения, которое обеспечило бы его личностный рост.

Личностно-ориентированная ситуация для педагога - это дидактическое средство (инструмент), владея которым учитель обеспечивает личностно-ориентированную направленность урока: свободное выражение творческих сил, актуализацию личностного потенциала ученика, сил его саморазвития, стимулирование проявления личностью её функций в учебном процессе. (Слайд 4)

Признаки личностно-ориентированной учебной ситуации:

  • постановка проблемы через развитие познавательной активности, затем вызов интереса к проблеме, при этом поощрение и стимулирование учащихся;
  • обращение к мнению детей, к имеющимся у них знаниям и опыту, поощрение самостоятельности в выводах;
  • озвучивание разных точек зрения учащихся;
  • обращение учителя и учащихся к своему субъектному опыту;
  • обеспечение учителем условий для познания учеником самого себя;
  • предоставление учащимся разных возможностей для самоутверждения;
  • обеспечение условий каждому ученику с тем, чтобы он мог почувствовать свою значимость и реализовать свой личностный потенциал.

Суть личностно-ориентированных ситуаций на уроках в начальной школе заключается в том, чтобы заинтересовать учащихся разными дисциплинами, поддерживать стремление, интерес к изучению в рамках учебного взаимодействия.

Думаю, что в методическом арсенале каждого учителя начальных классов есть свои способы для активизации познавательной деятельности младших школьников. (Слайд5)

Успешно вовлечь учащихся начальной школы в учебный процесс помогают следующие личностно-ориентированные ситуации: ситуации вхождения в урок, ситуации интриги и сюрприза, театрализация и творчество, игровые ситуации, дискуссии, ситуации успеха, решение различных задач, ситуации выбора, подведение итогов (рефлексия). (Слайд 6)

А теперь рассмотрим некоторые личностно ориентированные ситуации, используемые мной на уроках.

Для создания психо-эмоциональной комфортности детей на уроке целесообразно в начальной школе каждый новый урок начинать с вхождения в урок, то есть с рефлексии настроения и эмоционального состояния с целью установления контакта с детьми.

Прекрасно всё на небе,
Прекрасно на земле,
Прекрасно всё вокруг,
Прекрасно всё во мне.

Урок можно начать и по-другому:

Приветствие наше сегодня называется "Ладошка к ладошке". Прикоснитесь ладошками друг к другу. Что почувствовали? Почувствовали, какие у вас теплые ладошки? Пусть будет таким же тёплым наше сегодняшнее общение с вами. (Слайд 7)

Ситуации интриги, постановки учебной задачи можно увидеть на примере урока обучения грамоте по теме: "Прощание с Азбукой" (урок-игра "Любовь с первого взгляда") (Слайд8)

Решение задач (алгоритмических, орфографических, природоведческих и др.), - это тоже личностно ориентированные ситуации. Так, например, в 3 классе на уроке информатике, тема которого "Алгоритмы. Закрепление пройденного", путешествуя по данным пунктам, дети решают алгоритмические задачи.

Решение орфографической задачи. (Слайд 9)

Урок русского языка. 4 класс. Тема: Обобщающее повторение.

Урок проводится в форме деловой игры "Корректор". Ребята представляют, что находятся в редакции, выполняют работу корректора. Предварительно дети узнают, кто такой корректор, какую работу он выполняет. (Слайд 10)

Вместо традиционного и неинтересного закручивания десятков правил и выполнения однообразных упражнений, которые делают уроки русского языка скучными и непривлекательными, полезно придавать урокам практическую направленность.

Ситуация выбора.

Вернёмся к уроку русского языка в 4 классе. В данном случае детям можно предложить на выбор задания 3 уровней. Дети сами выбирают свой уровень и выполняют задание.

1 уровень - найти и исправить ошибки.

2 уровень - распределить слова, в которых допущены ошибки по группам: а) словарные слова; б) гласная в корне; в) слова с другими орфограммами.

3 уровень - написать ответ этой девочке. (Слайд 11)

Данный пример указывает на выбор учащимися способа актуализации субъектного опыта. Учитель предлагает выбрать способ индивидуальной проверки знаний по ранее изученной теме:

  • объяснить термины, дать описание конкретным терминам;
  • коллективные ответы на поставленные вопросы;
  • выполнить тестовые задания.

В последнее время отмечается тот факт, что дети выбирают тестовые задания. А это значит, что они сами ставят себя в ситуацию выбора, ведь из 3х возможных вариантов ответа нужно выбрать один правильный.

Тестовое задание, использованное на данном уроке. (Слайд 12)

Мы подошли к следующим игровым ситуациям, без которых в начальной школе не обойтись.

Урок обучения грамоте. Прощание с Русской азбукой. (Урок-игра "Любовь с первого взгляда").

Игра "Идеальная пара" ("Найди свою пару").

Немало пословиц и поговорок мы прочитали в азбуке. А вот помните ли вы их? У девочек начало пословицы, у мальчиков концовка.

Урок: окружающий мир. 3 класс. Тема: Путешествие по планете. Страны мира.

Деловая игра "Покупаем путёвки".

Следует отметить, что систематическое введение в учебный процесс игровых форм работы действительно повышает интерес большинства учащихся к обучению и предмету, что в свою очередь приводит к повышению результатов обучения. (Слайд 13)

Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе и учебным занятиям. Важной особенностью при работе с младшими школьниками является создание ситуации успеха - позитивного эмоционального настроя на уроке. Детям необходимо вселять уверенность в силы и возможности, нацеливать на ситуацию успеха ("Ты справишься", "У тебя получится", "Я всегда помогу тебя"). Ситуации успеха: "Снятие страха", "Авансирование успешного результата", "Внесение мотива", "Высокая оценка детали" и т. д. (Слайды 14, 15)

Для меня урок в начальной школе - это время знаний, время творчества, время общения. Для моих учеников урок - это "добыча" знаний с радостью открытия, постоянное творчество в атмосфере доверия и психологического комфорта.

Нельзя не остановиться и на ситуациях, которые дают возможность проявить и развить творческие способности учащихся. На уроках использую метод формирования воображения, без которого не происходит развитие творческого мышления и формирование творческих способностей личности. Комплекс заданий предлагает два вида упражнений: "Включите воображение", ":словам просторно". Методика Гранкина Г.Г. и др.) (Слайд 16)

В своей работе я использую уроки микрогруппового проектирования. Мы осваиваем с детьми проектную деятельность постепенно, от простых микропроектов (рисунки, настенные плакаты) до долгосрочных работ (альбомы, малые книги со своим творчеством, поделки). Такая форма работы позволяет проявить индивидуальные способности и таланты. (Слайд 17)

Ситуации театрализации (инсценирования) помогают детям раскрепоститься, дети приобретают уверенность. Этому способствуют уроки детской риторики и занятия на факультативе "Театр". (Слайд 18)

За всем этим следует обсуждение, дискуссия - это тоже личностно-ориентированная ситуация. При обсуждении дети свободно высказывают свою точку зрения. В эти моменты к детям очень подходит образ, созданный великим дидактом К.Д. Ушинским, который замечал, что классу нужно позволять свободно волноваться, даже бурлить, но удерживать всякий раз в тех пределах, которые нужны для успеха учения. "Мертвая тишина" недопустима. В учебнике детской риторики много упражнений, которые вызывают детей на обсуждение конкретных ситуаций.

Ситуации дискуссии возникают и на уроках литературного чтения, отвечая на проблемный вопрос такого характера: "Чем похожи отношения героев прочитанных произведений на мир отношений у людей?" каждый ребёнок жаждет высказать своё мнение. Дети отвечают по-разному, потому что каждый имеет право свободного выбора.

Рефлексия в конце урока. Как правило, в конце урока обычно подводятся итоги, идёт обсуждение того, что узнали и того, как работали, понравился ли урок. В начальной школе дети описывают свои субъективные реакции с помощью забавных значков или знаков. Например, восклицательный знак - урок был успешным, вопросительный - что-то осталось непонятным, отрицательный знак - чувствовал себя некомфортно на уроке. Если позволяет время на уроке, детям можно предложить заполнить таблицу "П" - плюс, "М" - минус, "И" - интересно.

Рефлексия без посторонней помощи. В конце урока выставляется на стол коробка с фишками разного цвета и рядом пустая коробка. При этом фишки должны быть трёх цветов - красные, синие, зелёные, значение которых таково: красный - урок принес учащимся радость познания, синий - было всё понятно, зелёный - я не всё понял.

По окончании урока ученик берёт нужную ему фишку (или фишки) и кладёт в коробку. Этот способ даёт быструю и эффективную информацию. В зависимости от того, какова информация, выбираются дальнейшие действия. (Слайд 20)

Рефлексия "Острова". Каждому учащемуся предлагаю создать свой тип ситуации успеха во время учебного занятия.

На большом листе бумаги рисуется карта с изображением эмоциональных "островов": о. Радости, о. Грусти, о. Недоумения, о. Тревоги, о. Ожидания, о. Просветления, о. Воодушевления, о. Удовольствия, о. Наслаждения, Бермудский треугольник и др. Карта островов вывешивается на доске и каждому учащемуся предлагается разместить свой кораблик в соответствующем районе карты, который отражает душевное, эмоционально-чувственное состояние после урока. Ученик имеет право нарисовать на карте и какой-либо новый остров со своим названием, если его не совсем устраивают уже имеющиеся. После заполнения карта анализируется вместе со всеми детьми. С помощью подобной рефлексии возможно определить изменения в эмоциональном состоянии учащихся. (Слайд 21)

Мною освещены основные личностно-ориентированные ситуации, применяемые в начальной школе. В целом можно сказать, что создавая и используя на уроках личностно-ориентированные ситуации, происходят позитивные изменения в самой личности как педагога, так и учащихся, делая их более открытыми, доступными для формирования и развития. Появляются иные взаимоотношения между учителем и учеником. (Слайд 22)

Спасибо за внимание!

"Обучение должно приносить радость познания, радость общения. Любой ребёнок -личность, каждому есть, чем гордиться, каждому нужно почувствовать радость успеха. А радость обязательно вызовет интерес к учению" (Слайд 23)


Очень хороший вопрос задали мне в комментариях, и я решила ответить на него отдельной статьей - как научить своего ребенка учиться самостоятельно. Сделать это сложно, но очень важно, ведь затем эти умения самостоятельного обучения ребенок перенесет и во многие другие сферы жизни.

Итак, сначала опишу алгоритм передачи ребенку того или иного учебного дела в самом общем виде (а потом более конкретно на примере выполнения домашних заданий).

    Самая первая рекомендация - позаботьтесь о своем душевном равновесии. Начинать работу по приучению ребенка к самостоятельности лучше тогда, когда вы сами готовы к трудностям и долгому пути. Очень важно своей настойчивостью или несдержанностью не сформировать у ребенка негативизм.

  • Прежде чем начать приучать к самостоятельности, важно создать у ребенка интерес или как минимум позитивное отношение к учебе в целом. Начинать придется все равно с совместной работы, а при наличии позитива переключиться на самостоятельное выполнении учебных заданий будет проще. Это можно сделать, водя ребенка в естественно-научные или другие музеи, вместе читая интересные книги о том, что и как устроено, проводя в домашних условиях несложные опыты и так далее.

    Выберите сферу, в которой вы будете развивать самостоятельность вашего ребенка сначала. Это может быть сбор портфеля по утрам, выполнение домашнего задания или полное отслеживание ребенком своей учебы, а, возможно, и планирование дальнейшего обучения. Все зависит от возраста ребенка и того, что он уже умеет делать сам.

    Определите долю самостоятельности, которую вы готовы доверить ребенку в выбранном деле. Это важно, так как когда вы переведете ребенка на самостоятельное выполнение того или иного действия, вмешиваться будет крайне нежелательно. Подумайте, готовы ли вы к тому, что ребенок будет делать все неидеально, допускать ошибки или даже забывать о своем деле?

  • Если ребенок еще не может выполнить выбранное вами дело полностью самостоятельно, начните с совместного его выполнения. Причем четко поделите зоны ответственности: за что отвечаете вы, а за что сам ребенок. Поначалу это может быть совсем мало, важно постепенно передавать ему все больше ответственности.

    Используйте внешние средства для помощи ребенку - списки, записки, план действий, таймер, напоминалки на телефоне и т.п. Дайте ребенку возможность выбора (с чего начать, когда начать, где заниматься или еще что-то подобное). Выбор помогает более ответственно отнестись к тому, что делаешь, дело перестает быть навязанным "сверху", становясь выбранным самостоятельно.

    Организуйте вместе с ребенком его рабочее место, купите тетради и канцтовары, которые ребенок сам выберет и о которых захочет заботиться. Идея тут проста: то, с чем работает ребенок, должно быть привлекательно для него.

    Обязательно хвалите за результаты, отмечайте успехи, но делайте это не в целом, а за какие-то конкретные достижения.

    Не критикуйте за промахи и ошибки. Их лучше обсудить потом в спокойной атмосфере, при этом отмечая то, что было сделано хорошо. Обязательно обсудите, как сделать так, чтобы больше ее не допускать, то есть, не просто укажите на ошибку, но и подскажите способ избежать ее в дальнейшем.

    Планируйте день так, чтобы кроме рутинных и сложных дел у ребенка всегда было в плане что-то легкое и приятное.

  • Не забывайте о необходимости чередовать различные виды деятельности.

О его дне в . Переход из сада в сопровождается большими переживаниями со стороны ребенка. Просто дежурного вопроса «Как дела?» недостаточно. Лени и рассеянности тут не место. Наверняка у есть вопросы, на которые вы в состоянии ответить. Пусть вы и не знаете чего-то, скажите, что вы посмотрите в интернете или энциклопедии и найдете ответ на его вопрос. Не бойтесь показаться незнайкой, вы же не можете знать всего. Займитесь поиском вместе, заодно и научите его извлекать нужную информацию из словарей, энциклопедий, справочников.

Создайте комфортные условия для выполнения домашних заданий. Стол школьника должен быть чистым, светлым и правильно освещенным. Вместе с ним распределите время на выполнение домашних заданий и работы по дому. Вы должны владеть информацией о его расписании уроков, о заданных работах на дом. Распределите задания по степени сложности: самое легкое вначале. Также не помешает система поощрений и наказаний для ребенка. Например, если он сделает уроки к такому-то времени, он сможет погулять или поиграть в компьютер.

Прививайте любовь к чтению. Организуйте его маленькую библиотечку, регулярно вместе читайте стихи и прозу вслух, ваша манера чтения будет усваиваться ребенком, поэтому читайте вслух даже школьнику, который уже бегло читает – он должен усваивать нюансы правильной речи.

Ребенок должен не только корпеть целыми днями над учебниками, но и заниматься подвижными играми. В его режиме дня должны быть предусмотрены физ. упражнения. Только не перегружайте ребенка различными кружками, секциями. У него должно оставаться время для себя любимого.

НЕ ругайте ребенка за плохую успеваемость, а напротив, внушайте, что это временная неудача. Главное, чтобы он выполнял все задания. Вы должны в ребенке развивать уверенность в своих силах.

Видео по теме

Обратите внимание

Статья для родителей, которые хотят научить своего ребенка умению учиться. Фразы: «Если ты плохо будешь учиться, тебе будут ставить двойки!» или «Будешь отвлекаться на уроке, тебя будут ругать!», могут напугать ребенка и напрочь отбить у него желание учиться. Главная цель родителей – создать у ребенка положительное представление о школе и о том, что происходит в ее стенах.

Полезный совет

Как научить ребёнка учиться. Обучение в школе - одно из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и физиологическом плане. Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. Чтобы сохранить у ребенка желание учиться, стремление к знаниям, необходимо научить его хорошо учиться. Все родители мечтают, чтобы их дети хорошо учились.

Не секрет, что для многих родителей особо актуальным является вопрос о том, как заставить делать уроки ребенка. И это не праздный вопрос. Ведь часто приготовление домашних заданий становится большим испытанием для всей семьи.

Вспомните, сколько слез, переживаний было положено, чтобы выучить, в каком веке родился Юрий Долгорукий или как вычислить интегральное уравнение! Сколько детей с ненавистью вспоминают свои школьные годы, учителей, которые мучили их непомерными домашними работами, родителей, которые заставляли из-под палки эти работы выполнять! Давайте мы не будем повторять эти ошибки. Но как же научить своих детей учиться? Попробуем с помощью психологов дать несколько ответов на эти непростые вопросы.

Почему ребенок отказывается работать?

Первый вопрос, на который должны ответить для себя родители, заключается в том, почему ребенок не хочет учиться дома? Ответов на него великое множество.

Ребенок может просто бояться сделать ошибку при выполнении домашней работы, он может элементарно лениться, бояться самих родителей, у него может просто отсутствовать мотивация к домашнему учебному труду. Также ребенок может быть просто утомлен тем, что у него очень много учебной нагрузки, потому что, помимо обычной школы, он посещает музыкальное учреждение, художественный кружок и секцию по шахматам. Это как у А. Барто, «Драмкружок, кружок по фото…». Тут уж, и правда, для ребенка многовато что-то занятий, вот и приходится ему неосознанно от чего-то отказываться. Вот он и отказывается от выполнения домашней работы.

Однако и других мотивов отказа от выполнения уроков у школьников предостаточно. Но родители должны перебрать в уме все варианты и найти единственно верный ответ, который подходит к характеру именно их ребенка. Тем более следует помнить о том, что домашнее задание в современной школе - дело весьма непростое, часто, чтобы его выполнить, нужны усилия буквально всех членов семьи. Ведь программы все усложняются, даже в первом классе сегодня ребенок должен уже читать около 60 слов за минуту. Это в третьей четверти! А ведь раньше наши мамы и папы, будучи сами первоклассниками, учились только складывать буквы.

Ну а если родители определили причины, почему ребенок отказывается делать уроки, то им нужно приучать себя к терпению и понимать, что их ждет трудная миссия домашних наставников.

Поговорим о мотивации

Ключ к успеху в данном случае - это положительная мотивация ребенка к выполнению домашних заданий. Чтобы сформировать эту мотивацию, нужно много усилий. В первую очередь, данные усилия основываются на положительном школьном опыте. Если же в самой школе дела у вашего чада идут плохо, то и домашнее задание он будет воспринимать как продолжение школьной пытки.

Поэтому вырабатывается положительная мотивация, в первую очередь, в стенах школы, а только потом уже - дома. Здесь можно говорить о необходимости тесного взаимодействия школы и семьи.

Ну а что же делать тем родителям, которые понимают, что на вопрос о том, как заставить ребенка делать уроки без скандалов, они не могут найти ответа, в связи с тем, что ребенок просто не любит ту школу, в которую вынужден ходить ежедневно? Таким родителям можно посоветовать решить этот вопрос принципиально, вплоть до того, чтобы поменять школу или найти другого учителя.

Вообще, отцам и матерям нужно быть очень чуткими в вопросах школьного обучения. Бывает и такое, что в классе ребенку достается незавидная роль «чучела», «мальчика для битья», отношения с одноклассниками не складываются, окружающие обижают вашего ребенка. Естественно, что и учиться ему совершенно не хочется. Ведь как ходить в школу, если тебя там не любят и обижают? Какое уж там правильное выполнение домашних заданий…

Играет ли роль возраст?

Многое в данном вопросе решает тот возраст, в котором находится сам ребенок. Бывает, например, такое, что ребенок не хочет делать уроки, 1 класс, в котором он пока учится, просто еще не сформировал правильной положительной мотивации. В этом случае заинтересовать такого первоклассника гораздо проще, чем более старшего ученика.

Вообще, родителям первоклассников нужно помнить о том, что их дети в первой четверти проходят процесс адаптации. Поэтому проблема того, как заставить ребенка делать уроки без скандалов, не является еще такой значимой. Скандалы в данном случае будут. Но есть шанс, что они прекратятся, когда ваш сын или дочь пройдет непростой процесс адаптации к первому классу.

Также родителям первоклашек нужно помнить о том, что именно 1-й класс является тем «золотым временем», от которого зависят все будущие успехи или неуспехи их ребенка. Ведь этот тот период, когда ваш сын или дочь понимают, что такое школа, зачем нужно учиться, чего они хотят достичь в своем классе. Очень важна в этом вопросе и личность первого учителя. Именно мудрый и добрый учитель может стать для вашего ребенка тем проводником в мир знаний, человеком, который покажет дорогу в жизнь. Поэтому для детей очень важна личность такого учителя! Если же первоклассник боится своего учителя, не доверяет ему, то это, безусловно, очень плохо скажется на его учебе и стремлении выполнять домашние задания.

Как заставить делать уроки ребенка-старшеклассника?

А вот это уже более сложный вопрос. Ведь на малыша родители еще могут надавить, могут его заставить, применив, в конце концов, свой авторитет, но как быть с отпрыском, который пребывает в переходном возрасте? Ведь такого ребенка уже ничто не может заставить учиться. Да, с подростком совладать гораздо труднее. Тут нужно терпение, такт, умение понимать. Родителям нужно задуматься над вопросом о том, как делать уроки с ребенком без криков, ведь, возможно, часто они сами просто провоцируют конфликт, не выдерживая и обвиняя своего повзрослевшего сына или дочь во всех грехах. А подростки очень остро реагируют на критику, им трудно справиться с ней, в итоге они просто отказываются выполнять работы, которые задают в школе на дом.

Переходный возраст, в котором находятся школьники с 12 до 14-15 лет, может серьезно повлиять на успеваемость ученика. Дети в этот момент испытывают серьезные физические и психологические нагрузки, часто они переживают свою первую влюбленность, стремятся произвести впечатление на сверстников. Какая уж там учеба? А родители в этом возрасте становятся для детей своеобразными оппонентами, ведь подросток стремится оторваться от своей семьи, получить право самому распоряжаться своей жизнью. Излишне авторитарные родители в данном случае начинают сильно давить на своих детей, чтобы призвать их к послушанию. Но не всегда они добиваются этого послушания, а бывает так, что ребенок начинает протестовать. И часто отказ выполнять домашнюю работу - это и есть следствие этого протеста.

Вырабатывайте у детей ответственность

Хорошее подспорье для всех родителей, которые стремятся наладить отношения со своим ребенком, а заодно и сделать так, чтобы их сын или дочь хорошо учились, - это найти ответ на вопрос о том, как научить ребенка делать уроки самостоятельно? Ведь если вы приучите своего ребенка с самых первых лет в школе к тому, что он сам должен нести ответственность за свои поступки, то возможно, эта ответственность будет сопровождать его все оставшиеся школьные годы. Вообще очень важно учить детей понимать, что в жизни все зависит от их поступков, от их желаний и стремлений.

Задумайтесь, для чего ваш ребенок учится, что вы внушили ему? Вы сказали ему, что он учится ради своей карьеры, которая ждет его в туманном будущем? Вы объяснили ему, что процесс учения - это своеобразный труд, труд непростой, результатом которого станут знания о мире людей, которые невозможно купить за деньги? Подумайте, о чем вы разговариваете со своим ребенком, чему вы его учите?

Поэтому, прежде чем анализировать проблему того, если ребенок не учит уроки, что делать с ним, попробуйте разобраться в себе. Да и не забывайте о том примере, который вы подаете своим детям. Ведь ваше отношение к работе, домашнему труду также станет для ваших детей своеобразным стимулом для учебы. Поэтому всем своим видом демонстрируйте, что учеба всегда была интересующим вас делом, продолжайте учиться вместе с детьми, даже если вам уже стукнуло 40 лет!

Используйте методические приемы!

Конечно же, стоит помнить и о современных методических приемах. Таких приемов великое множество. Большинство из них, правда, направлено на помощь детям младшего школьного возраста. Это различные игры, которые проводятся до и после выполнения домашних заданий, стимулирование познавательной активности детей, пересказы и прочее. Старым методическим приемом является составление для ребенка режима дня. Даже ваш малыш-первоклассник должен знать, сколько у него времени на школу, дополнительные занятия, игры и, конечно же, уроки. Ведь вы, будучи озабоченными проблемой того, как заставить делать уроки ребенка, должны всячески помогать в этом.

Не делайте уроки вместо вашего сына или дочери!

Очень часто родители совершают еще одну педагогическую ошибку. Они с самого раннего возраста приучают свое чадо к тому, что делают с ним уроки вместо него. Ребенок быстро понимает, что его задача просто сделать-переписать то, что уже приготовили для него мама или папа. Не допускайте такой ошибки! Тем самым вы приучаете своего ребенка к тому, что без труда, за счет других можно многого достигнуть в жизни. И получается, как в рассказе Драгунского «Папа у Васи силен…». Не будьте такими папами и мамами. Помните, вы должны знать ответ на вопрос, как научить ребенка делать уроки самостоятельно. Эта ваш родительский долг!

Еще одной распространенной ошибкой становится излишняя амбициозность родителей, которые хотят во что бы то ни стало сделать из своих детей юных гениев. Причем такие родители часто просто «ломают» психику самих своих детей, просто забывая о том, что они должны быть озабочены проблемой о том, как приучить ребенка делать уроки, а не о том, как вырастить юное дарование по всем предметам.

Очень часто домашние задания в таких семьях превращаются в пытку для детей. Мама или папа заставляет сына или дочь по несколько раз переписывать одно и то же задание, добиваясь идеального его выполнения, родители придираются к мелочам, они скупы на похвалу. Ну и что же остается в таком случае делать детям? Конечно же, через какое-то время дети отказываются работать, впадают в истерики, всем своим видом показывая, что они просто не могут стать юными гениями, как хотят от них их родители. Но это еще в самом легком случае. А ведь бывает, что родители внушают своим детям «комплекс отличника или отличницы», ставя перед ним задачи, которые их дети просто не могут выполнить.

Например, амбициозная мама, всю жизнь воспитывавшая своего сына в одиночку, мечтает о том, чтобы он стал великим скрипачом и выступал со своими концертами по всему миру. Ее сын действительно успешно учится в музыкальной школе, однако выше уровня музыкального училища подняться не смог, скажем так: ему просто не хватило дарования и терпения. А что делать такой маме, которая в своем воображении уже возвела сына в ранг великих музыкантов современности? Обычный сын-неудачник ей не нужен… И разве можно упрекать этого молодого человека в том, что природа не сделала его гением?

Или другой пример. Родители мечтают о том, чтобы их дочь защитила диссертацию доктора наук. Причем для них даже не совсем важно то научное направление, в рамках которого это должно быть сделано. Девочке с юных лет внушают эту семейную мечту, от нее требуют чудесных результатов в научной карьере, но девушка имеет интеллектуальные способности всего лишь выше среднего, в итоге для нее стремление к ученой степени заканчивается психбольницей.

Согласитесь, что примеры эти печальные, но ведь они - сама плоть от нашей реальной жизни. Часто, очень часто родители так поступают со своими детьми.

А если предмет просто не дается?

Бывает и такое, что учебный предмет просто не дается ребенку. Ну нет у вашего сына или дочери способностей к физике или химии, например. Что делать в таком случае? Как заставить делать уроки ребенка, если он ничего не понимает, элементарно не понимает, как решать то или иное задание? Здесь одного родительского терпения уже недостаточно. Нужна выдержка, такт и еще человек, который сможет объяснить ребенку трудное задание. В этом случае родителям будет разумнее всего нанять своему сыну или дочери репетитора, для того чтобы он помог решить этот вопрос в положительном русле.

Можно ли делать уроки за деньги или подарки?

В последнее время родители стали использовать нехитрый способ манипуляции, который называется просто - подкуп. Суть его заключается в том, что отец или мать, не задумываясь над объективным решением вопроса, как правильно делать уроки с ребенком, просто стремятся подкупить свое чадо разными обещаниями. Это могут быть как денежные суммы, так и просто подарки: сотовый телефон, велосипед, развлечения. Однако стоит предостеречь всех родителей от такого способа воздействия на детей. Это неэффективно, потому что ребенок раз за разом начнет требовать больше и больше. Домашних заданий каждый день много, и вот уже ваше чадо не удовлетворяется просто смартфоном, ему нужен айфон, и он имеет на него право, ведь он же учится, выполнят все школьные требования и т. д. Да и потом, представьте себе, насколько пагубна привычка за свою ежедневную работу, которая является обязанностью ребенка, требовать от родителей каких-либо подачек.

Что же должны делать родители? Мнение психолога

Опытные специалисты в области психологии советуют родителям помочь ребенку делать уроки. Помогать нужно с умом и любящим сердцем. Вообще идеально здесь чувство меры. В данном случае родитель должен быть и строгим, и требовательным, и добрым, и справедливым. Он обязан иметь терпение, помнить о такте, уважать в своем ребенке личность, не стремиться сделать из своего сына или дочери гения, понимать, что у каждого человека есть свой характер, склонности и способности.

Очень важно показывать ребенку, что родителям он дорог всегда. Можно рассказать сыну или дочери, что отец или мать гордятся им, гордятся его учебными успехами и верят в то, что он может самостоятельно преодолеть все свои учебные трудности. И если в семье есть проблема - ребенок не делает уроки, совет психолога придется очень кстати в ее разрешении.

Наконец, всем родителям следует помнить о том, что дети всегда нуждаются в нашей поддержке. Учеба для ребенка - это настоящая работа с ее проблемами, взлетами, успехами и падениями. Дети сильно меняются в процессе школьного обучения, они приобретают новые черты характера, учатся не только понимать мир, но и учиться. И безусловно, на этом пути детям должны помогать и учителя, и их самые близкие и верные товарищи - родители!

В продолжение темы:
Материнство

Пушистый и теплый зимний вязаный женский свитер с косами – непременный атрибут любой девушки. Эта вещь выручает в любой ситуации и актуальна практически при любой погоде....

Новые статьи
/
Популярные